Школьная реформа непонятна родителям
Но государство может продолжать экономить на школе и в будущемПостоянные реформы в среднем образовании непонятны большинству граждан, рост затрат на обучение ребенка вызывает недовольство. Однако образование детей не стало главным приоритетом для россиян, а рост расходов на (бесплатное!) среднее образование пока не вызывает возмущения. Государство может продолжать экономить на школе и в будущем.
По данным ФОМа, 73% опрошенных считают, что преобразования не затронули школы, где учатся их дети, иная ситуация в Москве, где их заметили почти 60%. Там, где реформы заметны, большинство воспринимает их негативно. Родителям конечные цели изменений непонятны, их внешние проявления часто доставляют неудобство. Главное видимое преобразование – объединение школ – осталось непонятным для 43% опрошенных, 42% считают его неправильным, правильным – всего 15%. В Москве, где укрупнение идет быстрее, им недовольны 57%, поддерживают всего 9%.
Большинство респондентов негативно оценивают систему образования и отмечают ухудшение его качества при одновременном росте собственных расходов. По данным ВЦИОМа, затраты на подготовку ребенка к 1 сентября выросли за последний год почти в 1,5 раза – с 13 628 до 20 026 руб. Впрочем, по данным ФОМа, 52% опрошенных считают расходы на обучение детей незначительными (40% – значительными). 65% опрошенных говорят, что платят за услуги ЖКХ больше, чем за обучение, даже в Москве таких 56%. Расходы на ЖКХ и рост цен в магазинах всегда беспокоят россиян сильнее, чем низкое качество и дороговизна образования.
Государство в последние годы стремится переложить социальные расходы федерального бюджета на региональные и семейные бюджеты.
По расчетам НИУ ВШЭ, доля расходов на образование в федеральном бюджете снизилась в 2012–2014 гг. с 24 до 21%, в консолидированных региональных – выросла с 76 до 79%. В условиях всеобщего бюджетного дефицита регионов это чревато сокращением средств на оснащение школ современным оборудованием и их ремонт. По данным Росстата, число школ (без учета вечерних) в 2011–2014 гг. снизилось с 46 500 до 43 200. Число учеников, напротив, выросло с 13,4 млн до 14,1 млн. Число учителей за эти годы почти не изменилось: 1 047 000 и 1 052 000 соответственно. Учителям приходится учить больше детей при росте отчетности. В то время как родители просто не понимают, в чем состоит суть школьной реформы, многие учителя жалуются, что единственный видимый мотив реформы – экономия средств.
Объединение школ привело к нивелировке оплаты стоимости обучения школьника в зависимости от сложности программы. Гимназии и лицеи лишились повышенных выплат, выиграли «стандартные» школы. Но, похоже, эта ситуация волнует лишь немногих. Остальные надеются, что их детям хватит обучения «чему-нибудь и как-нибудь».