Прозрачности может быть слишком много
Фрэнсис Фукуяма о минусах публичности для государственных органовТрудно придумать политическое благо, которое превозносили бы больше, чем прозрачность государства. И действительно: до сих пор существуют огромные области данных, которые современные государства еще должны раскрыть.
Между тем откровения Эдварда Сноудена о прослушивании граждан Агентством национальной безопасности многих заставили думать, что правительство США недостаточно прозрачно. Можно ли представить ситуацию, в которой государство слишком транспарентно? Конечно, да. Требования большей прозрачности в США уже привели к снижению эффективности государства, особенно в отношении его способности получать доступ к экспертному знанию и принимать на его основе решения.
Акт о Федеральных консультативных советах (FACA) требует, чтобы любое ведомство, желающее получить экспертное мнение по тому или иному вопросу, выполнило бы целый набор требований к составу группы: должен быть соблюден политический баланс, а встречи должны проходить публично. Акт «Государство под светом солнца» (The Sunshine Act) предполагает, что «любая часть любого мероприятия ведомства должна быть доступна для публичного обозрения».
Когда процесс становится публичным, чиновники опасаются, что слово, выхваченное из контекста, будет превратно истолковано. Они стремятся обходить требования, устраивая встречи один на один или перекладывая всю серьезную работу на подчиненных. Проблема с Актом о свободе информации (FOIA) иная. По замыслу он должен был служить журналистам-расследователям, вскрывающим факты злоупотребления властью. Но сегодня значительную часть запросов по этому закону делают праздные любопытные граждане и коммерческие сыщики, пытающиеся вызнать секреты, способные принести их заказчикам конкурентные преимущества.
Если отвлечься от сферы безопасности, то можно говорить о том, что федеральные органы США – это, возможно, самые прозрачные организации в мире. Ни одна корпорация, профсоюз, лоббистская фирма или НКО не подвергаются проверкам такого уровня. В итоге, как говорят исследователи, значительная часть работы правительства передается на аутсорсинг подрядчикам, требования к прозрачности которых минимальны.
В Европе формируется значительное и растущее недоверие к европейским институтам. Американский опыт демонстрирует, что повышенные требования к прозрачности не обязательно ведут к повышению доверия к государству. Законодатели и чиновники должны сохранить пространство совещания, как семьи должны защищать свое частное пространство, когда они обсуждают вопросы денег или отношений с детьми. FT, 9.08.2015. Максим Трудолюбов
Автор – старший исследователь Института Фримана Спольи при Стенфордском университете