Политическая оценка крымского правительства
Сергею Аксенову немного не повезло родиться в нужном месте и в нужное времяСергею Аксенову немного не повезло родиться в нужном месте и в нужное время. С одной стороны, он стал главой Республики Крым совершенно неожиданно, возник практически из ниоткуда. Как и сама Республика Крым, впрочем. С другой – при множестве политико-экономических совпадений между Чечней 2000-х и Крымом последних двух лет попыткам Аксенова приблизиться к кумиру – Рамзану Кадырову – все время чего-то не хватает.
С момента создания крымского правительства соблазнов сравнивать его с чеченским было много. Специфическая военно-политическая ситуация, необходимость ставить на местный клан, высокий уровень дотационности (по подсчетам Натальи Зубаревич из Независимого института социальной политики, в 2014 г. Крым дотировался на 85%, Чечня – на 82%) напоминали о ситуации середины 2000-х в Чечне, когда Кремль начал политику «чеченизации» в целях замирения конфликта. Эта политика привела к становлению ограниченной только Кремлем единоличной власти Кадырова. Осенью прошлого года Аксенов заявлял, что не пустит в Крым чужой бизнес («для этого у нас есть самооборона»), национализация и передел собственности в Крыму проводились местной властью довольно активно и свободно (хотя и федеральной власти многое отошло).
В среду Аксенов создал комиссию по обеспечению защиты прав чиновников Крыма, которая должна проверять обоснованность возбуждения уголовных дел и проведения следственных действий в отношении их и в случае выявления нарушений жаловаться президенту России. Комиссия появилась после целой серии отстранений от должностей и даже арестов высокопоставленных чиновников Крыма.
Еще весной были уволены министры транспорта и курортов, в июне – министр экономики, отстранен от должности на время расследования министр имущественных отношений, затем ФСБ задержала министра промышленной политики, потом был взят с поличным при попытке передать взятку глава УФНС. ФСБ возбудила уголовное дело против директора Ялтинского торгового порта. Пошел слух об отставке федерального министра по делам Крыма.
Как-то несолидно для сильной местной власти. Не то у Кадырова: в апреле после операции в Грозном ставропольских полицейских и федералов он приказал чеченским силовикам открывать огонь на поражение в случае появления чужаков. Последовали препирательства с федералами, но ничего Кадырову за это не было. Возбудить уголовное дело и тем более задержать кого-то из сподвижников Рамзана федералам чрезвычайно сложно.
У Крыма есть ряд важных отличий от Чечни. Здесь никто не воюет с федералами в прямом смысле. Идеологическая важность Крыма для Кремля не дает смотреть сквозь пальцы на расходование бюджетных средств. И сейчас 2015 год и рецессия, а не 2004-й и рост. Денег мало, и борьба за них жестокая.
В этой борьбе у Аксенова, очевидно, есть покровители, так что, может, он не сам придумал комиссию. Юридически она довольно бессмысленна – но похожа на другие важные не имеющие юридической силы решения. Скажем, «патриотический стоп-лист» Совета Федерации создан просто потому, что СФ «обладает правом давать политические оценки». Вот и правительство Крыма будет давать политические оценки. Вдруг какая-то сработает.