Несменяемая власть не может без черного пиара
Отказавшись от конкурентных выборов, власть расширила себе политический фронт до бесконечностиВ «патриотический стоп-лист» Совета Федерации вошли 12 иностранных неправительственных организаций (см. статью на стр. 03). Сегодня список должен быть утвержден и направлен в Генпрокуратуру, с тем чтобы она решила, признавать ли их нежелательными по новому закону. Список открытый, сенаторы и депутаты обсуждают и другие названия. Обвинения в адрес НКО, как обычно, голословны: если верить автору идеи стоп-листа Константину Косачеву, «геополитические соперники России выстраивают работу уже не одно десятилетие, действуя через НКО», и хотят обеспечить насильственную смену власти на «более лояльные США режимы».
В сущности, эти обвинения направлены на ухудшение имиджа иностранных НКО в глазах внутреннего российского наблюдателя. Такие же обвинения сегодня адресуются представителям внесистемной оппозиции, просто недовольным властью людям, слишком независимым художникам или СМИ, НКО – иностранным агентам, иностранным компаниям и гражданам. Это классический негативный (черный) пиар. Вероятные последующие запреты по специально принятому закону лишь инструментализируют кампанию по удалению нежелательных... кого?
Мы привыкли к использованию черного пиара на выборах. Но в современной России выборы как институт не работают, особенно на федеральном уровне. У власти нет институционализированного соперника, с которым в рамках избирательной кампании можно было бы бороться всеми возможными способами. У власти огромные рейтинги доверия. И однако же несменяемая и фактически неизбираемая власть порождает огромное количество негативного пиара постоянно и в адрес неопределенно широкого круга объектов. Зачем?
Известный парадокс: зачистка политического пространства от любой конкуренции не уничтожает страха поражения, а усиливает его. Враг нигде и везде, врагом может оказаться кто угодно. Отказавшись от конкурентных выборов с борьбой символических сил – партий или кандидатов, – власть расширила себе политический фронт до бесконечности.
Если на выборах ты боролся против некой партии и знал, какой бюджет тебе нужен для победы (а еще лучше – какой бюджет тебе разрешен законом), теперь у тебя нет финансовых ограничений – кроме возможностей самой экономики. Это значит, что ты можешь потратить на борьбу огромное количество денег – и не обеспечить результата. Как проверить, что «патриотический стоп-лист» ликвидировал угрозу?
Казалось бы, можно просто запретить все независимые организации, купив и подчинив себе остальные. Тогда пиар будет ограничен: просто телевизор будет ругать все иностранное, как в СССР. Вероятно, сегодня этот способ еще не приемлем, мир для российского гражданина относительно открыт, конкуренция на уровне идей еще доступна.
Конечно, не стоит преувеличивать организованность процесса. «Инициативников» всегда много, поскольку в результате черного пиара можно получить госзаказ или захватить актив неугодного. Но главное – самому получить символический капитал лояльности. Странно, что никто не помнит по опыту середины XX в., как быстро лопается этот капитал.