Арест Леонида Меламеда – привет Анатолию Чубайсу?
Зачем Следственный комитет вспомнил дела давно минувших летСледственный комитет России (СКР) задержал, а суд поместил под домашний арест Леонида Меламеда, первого гендиректора госкорпорации «Роснанотех». С тех пор, о которых вспомнил СКР, утекло много воды: и Меламед давно работает в другом месте, и от названия «Роснанотех» отвалился кусок «тех», и никакая это уже не госкорпорация. Да и сам факт, встревоживший СКР, давно известен. Счетная палата еще весной 2013 г. упоминала о договоре, заключенном «Роснано» с принадлежавшей Меламеду ИФК «Алемар» в декабре 2008 г., после того как Меламед уступил кресло в «Роснано» Анатолию Чубайсу. «Алемар» провел экспресс-анализ 21 заявки на финансирование и получил за это 228,26 млн руб., что следствие квалифицирует как «присвоение и растрату».
СКР считает, что «Роснано» должна была анализировать все заявки сама. С одной стороны – да, именно для этого в «Роснано» и существует научно-технический совет, который (цитируем действовавший в то время закон о «Роснанотехе») «предварительно рассматривает проекты в сфере нанотехнологий и подготавливает рекомендации правлению». С другой – запрета нанимать консультантов в законе все-таки не было. А если вспомнить, что к моменту прихода Чубайса у «Роснано» уже скопилось 650 заявок, а профинансированы были две; что, пообещав пропускать все проекты через жесткий фильтр, «Роснано» не могла обработать все эти заявки быстро; что Генпрокуратура в то время, наоборот, пытала институты развития, почему те не спешат инвестировать в проекты, а держат бюджетные деньги в банках, – если все это вспомнить, то почему бы и не согласиться, что, да, научно-техническому совету могла потребоваться дополнительная экспертиза.
Меламед – давний соратник Чубайса. В пресс-релизе от 3 июля «Роснано» вспоминает, как, еще возглавляя «Росэнергоатом», Меламед так отреформировал отрасль, что «его просто не могли не пригласить» в РАО «ЕЭС России». И напрашивается мысль, что его арест – это такой «привет Чубайсу». Особенно учитывая, как этот арест освещало ТВ: значительная часть сюжета в пятничной «Дежурной части» (канал «Россия») была посвящена именно «Роснано», которая якобы «отмывала деньги», инвестируя в зарубежные проекты. Сам Чубайс уже предложил СКР допросить его лично.
История с домашним арестом и освобождением Владимира Евтушенкова, завершившаяся передачей государству «Башнефти», подсказывает: благополучный исход возможен и для Меламеда. Остается лишь понять, что должен «осознать» и «пообещать» Анатолий Борисович.