Подключиться к Солнцу
Обозреватель FT Мартин Вулф о глобальной программе создания конкурентоспособных источников возобновляемой энергииУ любой медали есть обратная сторона. Технологии, подарившие нам немыслимый еще два века назад уровень комфорта, требуют много энергии. Большая часть энергии вырабатывается в процессе сгорания. Но, сжигая разнообразное топливо, мы производим тонны углекислого газа, что грозит дестабилизацией климата.
Кто-то видит выход из положения в бедности. Но не стоит ждать, что человечество откажется от благополучия, которого одни уже достигли, а другие только мечтают достичь. Решение проблемы в другом. Пора разорвать связь между процветанием и количеством сжигаемого топлива. А также между количеством сжигаемого топлива и объемом выбросов. Не надо отвергать технологии – нужно их трансформировать.
Пока ничего подобного не происходит. Последний статистический обзор Statistical Review of World Energy, выпускаемый компанией BP, показывает, что мировой коммерческий спрос на энергию продолжает расти, несмотря на все энергосберегающие технологии. Во многом причиной тому развивающиеся страны. Более того, спрос в основном удовлетворяется с помощью ископаемого топлива. В 2014 г. доля возобновляемых источников энергии в мировом потреблении составила чуть более 2% потребления энергии от первичных источников. А общая доля ядерной, гидро- и возобновляемой – всего 14%.
Вышедший из-под пера высококвалифицированных британских ученых и экономистов обзор, озаглавленный «Программа «Аполлон» по борьбе с климатическими изменениями» (A Global Apollo Programme to Combat Climate Change), предлагает добиться того, чтобы источники безуглеродной энергии могли конкурировать с ископаемым топливом. «Как только это случится, уголь, газ и нефть попросту останутся лежать в земле». Достижение этой цели требует технологической революции. Что-то уже происходит – например, стремительно дешевеют солнечные батареи. Но этого мало. Потенциальное «предложение» солнечной энергии в 5000 раз превышает сегодняшний спрос, но мы не знаем, как эту энергию извлекать.
Несмотря на их очевидную нужность, на исследования в области возобновляемых источников энергии тратится менее 2% госфинансирования НИОКР. Во всем мире на эти цели выделяется $6 млрд в год. Между тем субсидии на производство возобновляемой энергии достигают $101 млрд, а гигантская сумма в $550 млрд – это субсидии на производство и потребление топлива и электроэнергии из ископаемого топлива. Эта диспропорция потрясает.
Необходима программа, единственной целью которой будет создание конкурентоспособных источников возобновляемой энергии. Чтобы этого добиться, считают авторы доклада, исследования должны сфокусироваться на генерации электроэнергии, на ее хранении и на создании «умных электросетей». Программа может обойтись в $15 млрд в год. Любая страна, которая решит присоединиться к программе, должна делать взнос, пропорциональный ее ВВП. Тратиться эти деньги могут по усмотрению каждого государства. Но ежегодно в рамках глобальной программы должна разрабатываться стратегия с указанием сфер, где нужен прорыв, чтобы возобновляемая энергия дешевела стабильными темпами. Предполагается, что главы государств смогут согласовать подобную программу к XXI Конференции по вопросам изменения климата, которая пройдет в этом году в Париже.
К сожалению, растут шансы на реализацию притягательной и опасной идеи геоинженерии. Предложения такого рода предполагают, например, возможность улавливать и хранить CO2, чтобы уменьшить вред от ряда производств. Другая идея – прямое удаление углекислого газа из атмосферы, т. е. воспроизведение фотосинтеза растений. Есть и проекты имитации вулканической активности. В 1991 г. на Филиппинах девять дней извергался Пинатубо. Считается, что это привело к глобальному понижению температуры на 0,5 градуса Цельсия. Двадцать миллионов тонн сернистого газа снизили в последующие годы уровень солнечной радиации на 2–3%. Если мы продолжим жить, как живем, то нам придется воспроизводить подобное решение искусственными средствами.
Нетрудно осознать опасность подобного вмешательства. Оно не будет одноразовым – попавшие в атмосферу частицы вскоре выпадут обратно и все придется повторять вновь, причем в возрастающих масштабах. Широкомасштабное применение геоинженерии чревато непредсказуемыми последствиями. Она должна применяться как самое крайнее средство.
Лучший способ борьбы с изменением климата – изменять стимулы и содействовать инновациям, чтобы технологии, обходящиеся без выделения углекислого газа, успешно конкурировали с традиционными источниками энергии. То и другое требует более активной роли государства. Программа «Аполлон» достойна внимания. Предлагаемая его авторами цена умеренна, а потенциальные выгоды огромны.
FT, 24.06.2015, Антон Осипов
Автор – колумнист FT