Внутренняя империя Чечня
Международная кризисная группа предупреждает о росте конфликтного потенциала в республикеВ Чеченской республике растет потенциал конфликтов по разным направлениям – религия, экономика, политика, правопорядок, и, пока у власти в стране Владимир Путин, он мог бы ограничить сверхвласть своего «пехотинца» Рамзана Кадырова, чтобы избежать будущего взрыва.
Сегодня Международная кризисная группа (ICG) публикует доклад «Чечня: внутреннее зарубежье» – первый с 2006 г. комплексный доклад группы о политической ситуации в республике, основанный на полевых исследованиях и многолетней работе в регионе. Эксперты пишут о хрупкой стабильности, существующей благодаря персональным отношениям Кадырова и Путина. В случае изменения политической расстановки в Москве кадыровское государство в государстве способно создать Кремлю большие проблемы; и наоборот – глава Чечни без поддержки Путина окажется в центре нескольких конфликтов, что способно дестабилизировать ситуацию в регионе.
Политического разрешения чеченского конфликта не произошло: власть у одного клана, недовольные подавлены силой, примирения между чеченцами и русскими не было. Легальная демобилизация бывших боевиков прошла без тщательной проверки, путем интеграции в структуры местного МВД, подчиняющегося Кадырову. Федеральные силовики недовольны недостаточным контролем центра за Чечней и, судя по ситуации вокруг убийства Бориса Немцова, готовы предпринимать усилия для смещения Кадырова.
Экономика Чечни строится в значительной степени на федеральных бюджетных вливаниях, что при недостаточности федерального контроля создает предпосылки для масштабной коррупции. Силовой контроль Грозного над населением обеспечивает возможность для поборов с малого бизнеса и даже бюджетников.
В идеологической сфере Кадыров одновременно развивает тему чеченского национализма, российского патриотизма, путинизма, принудительной суфийской исламизации. Все это сопровождается культом личности самого Рамзана. Недовольными оказываются подавляемые салафиты, те мусульмане, кто считает культ личности нарушением религиозных предписаний, светские националисты. Фактический запрет на публичное обсуждение сталинской депортации чеченцев усиливает недовольство в пострадавших семьях.
Положение с правами человека плачевно с 1990-х гг. Не расследованы преступления федеральных войск, похищения и пытки, в которых могли быть замешаны чеченские силовики. Российское законодательство в Чечне почти не действует. Судьи – под давлением властей. Власть пропагандирует принцип коллективной ответственности родственников террористов.
Вся эта конфликтная повестка под спудом, пока у власти Рамзан Кадыров и Владимир Путин. Чтобы не случилось взрыва при изменении ситуации, эксперты ICG предлагают российским и чеченским властям реализовать ряд мер и обеспечить в Чечне действие российской Конституции и законов, повысить качество управления, ликвидировать параллельную экономику, интегрировать чеченские силовые структуры и положить конец их безнаказанности.
Эти предложения выглядят несколько наивно – ведь реализовать их должен автор сложившейся системы при падающей эффективности управления. Но, если перефразировать классика, разрешение конфликтов – искусство возможного.