Сон разума
Выдуманные слова Мадлен Олбрайт и другие фикции остаются политическими факторами в РоссииОдни представители российской элиты говорят о необходимости модернизации и открытости, другие – об угрозе самому существованию России. Об экзистенциальной угрозе, в условиях которой живет страна, напомнил вчера секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев в интервью «Коммерсанту»: «Они очень хотели бы, чтобы России не было вообще. Как страны».
Это не стоило бы внимания, если бы подобные представления не были постоянно действующим политическим фактором. Россия внушила страх соседям, усилила центробежные тенденции на постсоветском пространстве, испортила отношения с большей частью западного мира и уже платит за свой геополитический надрыв экономическим спадом. В основе всех этих проблем – крепко сидящая в сознании политического руководства РФ убежденность в стремлении США уничтожить Россию.
Патрушев в интервью обосновывает свою убежденность такой ссылкой: «Вы, наверное, помните высказывание экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, что России не принадлежит ни Дальний Восток, ни Сибирь». На большой пресс-конференции в декабре 2014 г. президент Владимир Путин говорил, что спад в экономике – «плата за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство». В объяснение он приводил ту же мысль: «Мы же почти от официальных лиц слышали многократно, что несправедливо, что Сибирь с ее неизмеримыми богатствами вся принадлежит России».
Мы не хотим сказать, что приведенные слова – единственная основа страхов, владеющих российским правящим классом, но, судя по регулярности ссылок на них, это очень важная фраза. Между тем Мадлен Олбрайт никогда этой фразы не говорила.
Среди высказываний Олбрайт этих слов нет, о чем многократно писали журналисты в России и за рубежом. Но слова продолжают жить! Источником «цитаты» принято считать интервью генерал-майора ФСО Бориса Ратникова «Российской газете» от 22 декабря 2006 г., где он рассказывает об исследованиях российских спецслужб в области «психотронного оружия». По словам Ратникова, спецслужбы научились «подключаться к подсознанию» политиков США и, в частности, отсканировали подсознание госсекретаря Олбрайт. В голове Олбрайт чекисты обнаружили «патологическую ненависть к славянам» и возмущение «тем, что Россия обладает самыми большими в мире запасами полезных ископаемых». Интересно, что эта фиктивная фраза появилась в интервью Никиты Михалкова и в передаче Алексея Пушкова в 2005 г.
Значит, был какой-то общий источник, оторвавшись от которого фраза зажила своей жизнью и запутала представителей того самого Кремля, ради которого была изначально придумана. Это красивая история о том, как люди начинают верить в то, что выдумывают. Беда в том, что фраза стала слишком реальной и слишком авторитетной. Ее «истинность» заставляет российских политиков, поглощенных мыслью об ослаблении России, предпринимать шаги, губительные для роста и развития экономики.
У «цитаты» могли быть и другие корни. Может быть, кто-то из референтов ФСБ когда-то читал доклад, подготовленный для Госдепартамента США неким Рэймондом Олбрайтом в 1972–1973 гг.? Речь в докладе (он есть в интернете) шла о том, как США и Япония в ситуации энергетического кризиса должны договориться с СССР и получить доступ к нефтегазовым ресурсам Восточной Сибири. Фамилия совпадает, но речь идет не о разорении России, а о налаживании взаимодействия. Была еще статья Томаса Грэма «Мир без России?» от 1999 г., которая, будучи плохо понятой и перетолкованной, теоретически могла стать одним из оснований для «цитаты».
Точно восстановить историю этой фикции мы не можем, но ясно одно: это фикция. Ужас охватывает, когда осознаешь, что важнейшие политические решения в России, включая решение о присоединении Крыма и о поддержке сепаратизма на Украине, принимаются людьми, которые всерьез оперируют подобными «данными».