Секрет досрочных выборов
Экономист Евгений Гонтмахер предполагает, что Путин готовится объявить досрочные президентские выборыВ политическую повестку дня вброшен вопрос о досрочных выборах в Государственную думу. Не вдаваясь в сомнительность этой затеи с точки зрения буквы действующей Конституции, можно только догадываться, зачем понадобилось сдвигать эту дату всего на три месяца – с декабря на сентябрь 2016 г. Ни одно из официальных объяснений не убеждает. Например, необходимость принятия федерального бюджета на 2017 г. уже новым составом депутатов совершенно невнятна – нынешний состав нижней палаты российского парламента абсолютно комфортен для правительства. Рассуждения политтехнологов о том, что в сентябре будет проще получить желаемый для власти результат из-за предвыборной кампании, попадающей на сонное лето, смехотворны: волшебник Чуров и уже давно опробованные механизмы манипулирования ходом избирательного процесса равно хорошо будут действовать и осенью, и зимой.
Чтобы объяснить вдруг появившуюся инициативу по передвижке выборов в Думу, имеющую, судя по всему, неплохие шансы на реализацию, выдвинуто смелое предположение, которое вносит некоторую логику в эту ситуацию.
Возможно, мы стоим на грани объявления досрочных президентских выборов, которые могут пройти весной следующего года.
Думская инициатива призвана ввести в российский политический оборот понятие досрочности в выборы федерального уровня. Скорее всего, Конституционный суд не найдет никаких противоречий между этой инициативой и положениями Основного закона страны. Соответствующий закон будет принят если не в эту, то в начале осенней сессии. Это позволит в конце нынешнего или начале следующего года объявить о досрочных выборах президента, в которых Владимир Путин, очевидно, будет участвовать.
В чем для него выгода всей этой комбинации? Какое-то прагматическое объяснение должно существовать, ведь нетривиальная идея о переносе выборов в Государственную думу наверняка была спущена с самого верха.
1. Путин, видимо, догадывается, что социально-экономическая ситуация в стране будет еще не один год только ухудшаться. И кто ж его знает, какие будут народные настроения весной 2018 г.? Пропаганда пропагандой, но когда растет бедность, на глазах снижается доступность здравоохранения, никуда не пропадает системная коррупция, то даже так называемое путинское большинство может быстро растаять как прошлогодний снег. А весной 2016 г. можно еще попытаться переизбраться на инерции высокого персонального рейтинга. Ну а про волшебника Чурова и отлаженные технологии манипулирования избирательным процессом я уже говорил.
2. Правительство согласно Конституции уходит в отставку после избрания нового (нового-старого) президента. Это освобождает победившего Путина от, видимо, имевшего место неформального обещания Дмитрию Медведеву о занятии им должности премьера весь текущий президентский срок. Кроме того, появляется гипотетическая возможность сформировать правительство, которое будет реализовывать в предстоящие шесть лет новый курс. Какой? Тут может быть, скорее всего, мобилизационный сценарий, на который Медведев с целым рядом членов его правительства не согласен. Возможно, первую скрипку станут играть люди типа Сергея Глазьева и Дмитрия Рогозина. Теоретически есть, конечно, ничтожный шанс и на «либеральный вариант», но пока такая вероятность не просматривается прежде всего из-за резкого осложнения внешнеполитической обстановки. Но фактом является то, что продолжение нынешней хаотической социально-экономической политики чрезвычайно опасно для поддержания внутренней стабильности.
3. Исходя из выдвинутого «нового курса», Путин сформирует не только правительство, но и Государственную думу. И вот здесь досрочные парламентские выборы смотрятся вполне логично. Всего лишь за несколько месяцев можно перелицевать всю верховную власть, кроме, конечно, самого Владимира Владимировича.
В каком-то смысле этот сценарий повторяет Нурсултан Назарбаев, недавно победивший на досрочных выборах и тут же выдвинувший программу из «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ.
Возможно, я ошибаюсь в своих предположениях. Но ведь должна же быть какая-то логика у российского политического процесса – или у нас и тут все пущено на самотек?
Автор – российский экономист