История Сергея Полонского, талантливого предпринимателя из сизо «Матросская Тишина»
Похоже, обманутым дольщикам удастся отомстить ему личноЧеловек крайне доверчивый, увлекающийся, при этом невежливый и крайне нетерпимый – так характеризует Евгений Чичваркин своего друга Сергея Полонского в недавней колонке в Slon.ru. Все помнят слова Полонского: «У кого нет миллиарда, могут идти в жопу». 17 мая его самого отправили в сизо «Матросская Тишина».
История успеха одного из самых харизматичных бизнесменов нулевых хорошо известна: начав бизнес с отделки квартир, менее чем за 10 лет он создал крупнейшую девелоперскую компанию. В 2008 г. у Mirax Group были проекты более чем на 12 млн кв. м, выручка составила $1,65 млрд, чистая прибыль – $616,4 млн. Помимо России Mirax работала на рынках Украины, Франции, Камбоджи, Черногории, США, Швейцарии, Великобритании; Forbes оценивал личное состояние бизнесмена в $1,2 млрд. Широкой публике Полонский известен эксцентричными поступками. Кого оставила равнодушным рекламная кампания со слоганом «Мстите лично мне»? Любую идею Полонский стремился реализовать с невиданным размахом: если создавать компанию, то номер один в Европе; если строить башню («Федерация»), то самую высокую в Европе; если владеть отелем, то только уровня «семь звезд» (Sungate Port Royal в Турции).
В кризис 2008 г. он первым признал стагнацию на рынке и заморозил проекты; пообещал съесть галстук, если цены на его квартиры не вырастут на 25% за 1,5 года. Цены не выросли, кусок галстука был съеден в прямом эфире, а компания начала разваливаться. В 2012 г. его обвинили в мошенничестве со средствами дольщиков жилого комплекса «Кутузовская миля». По мнению следствия, Mirax собрала с них 5,7 млрд руб., а в стройку вложила 2,5 млрд руб. Полонский не мошенник, у него были слишком высокие амбиции, говорит его бывший подчиненный. И наряду с этим – определенные пробелы в образовании. Полонский остро чувствовал это. Он пытался восполнить их интенсивными тренингами известных бизнес-коучей, чтением большого количества бизнес-литературы, жадно впитывал информацию и доверял тем, кого нанимал на работу. «В компании растили предпринимательский дух – приветствовалась смелость, смекалка. Любой мог предложить свою бизнес-идею, защитить проект и получить деньги на его развитие», – рассказывает его бывший сотрудник.
Полонский искренне верил в успех компании и в такую же безусловную веру своего окружения в этот успех. «Меня всегда поражала его удивительная способность окружать себя совершенно законченными подонками или прощелыгами», – пишет Чичваркин. Это удивляло не только его. Максим Привезенцев ушел из Mirax, заподозрив вывод денег из компании: она «начала скупать активы за рубежом по ценам, завышенным в 2–3 раза» (из интервью «Коммерсанту»).
Полонский, безусловно, талантлив; вряд ли его можно назвать мошенником в классическом понимании. Но именно его компания не достроила дом; пострадавшими признаны более 80 граждан. И хотя на плакатах знаменитой рекламной кампании красовались все его партнеры, похоже, дольщикам удастся отомстить ему. Лично. Полонский сам этого хотел.