Реформы патриарха

Казахстан создает финансовый центр с юрисдикцией на английском и независимыми судами и пытается сделать государство прозрачным

Масштабный проект модернизации Казахстана, представленный Назарбаевым накануне недавних президентских выборов, обретает реальные очертания. В опубликованном на днях в «Казахстанской правде» документе «100 шагов» стратегические замыслы сочетаются с конкретными инструкциями по их реализации. Это выгодно отличает план Назарбаева от многих аналогов на постсоветском пространстве. Некоторые пункты «100 шагов» поражают воображение. Казахстан планирует ради привлечения иностранного капитала создать в Астане государство в государстве – финансовый центр с собственной юрисдикцией на английском языке и независимыми судами. МФЦ может стать полигоном для обкатки судебной реформы. Она предусматривает организацию специальных судов для рассмотрения инвестиционных споров, международного совета для внедрения передовых мировых практик в судебную систему. Для обеспечения равенства сторон в уголовном процессе планируется создать институт следственных судей, введение которого в России недавно отвергла Генпрокуратура.

Не менее интересны планы реформирования органов власти и создания подотчетного и прозрачного государства. Среди ключевых целей «100 шагов» – компактный, компетентный и удобный для граждан госаппарат и высокие места в международных рейтингах развития и бизнес-климата. Чтобы их достичь, в Астане намерены тщательно отбирать чиновников, строго контролировать их доходы и расходы, поставить их вознаграждение и карьеру в зависимость от результатов, а не умения писать красивые отчеты. Эти цели отчасти совпадают с задачами, поставленными в майских указах Владимира Путина трехлетней давности.

В России административная реформа продолжается с 2003–2004 гг., но цели достигнуты лишь отчасти. Важные посты на госслужбе и в госкомпаниях регулярно получают родственники видных бюрократов, меритократические принципы продвижения по службе применяются избирательно, зарплата чиновника почти не зависит от результата. Сайты министерств и ведомств недостаточно информативны для граждан и бизнесменов. Директор ИГМУ НИУ-ВШЭ Андрей Клименко считает, что предложенные в Казахстане меры развивают уже проведенные реформы. В администрации президента и правительстве там вознаграждение и карьера госслужащего уже в значительной мере зависят от результативности. В будущем надзор за чиновниками «сверху» планируется дополнить общественным контролем.

Новый план реформ госслужбы встретит сопротивление среднего звена бюрократии, пытающегося защитить клановые и материальные интересы. Но у нового витка реформ высокие шансы на успех благодаря политической воле, отмечает востоковед Алексей Малашенко. В Казахстане сложился значительный слой энергичных бюрократов моложе 40, получивших качественное зарубежное образование. Они понимают, что прежняя модель экономики и государства устарела. Их представления о современном государстве, похожем на Сингапур или Малайзию, пользуются поддержкой на высшем уровне – по крайней мере пока они не угрожают личной власти.