Дело веры: как эзотерические практики помешали развиваться ФК «Уралсиб»
Доверие, созидание и любовь стали компании интереснее, чем риски, издержки и прибыльЛичностный рост, саморазвитие, онтологический менеджмент, онтология управления здоровьем и прочие эзотерические практики съели бизнес ФК «Уралсиб». Николай Цветков, долго искавший покупателя на корпорацию, нашел Романа Авдеева (владелец Московского кредитного банка), возможно готового приобрести ФК примерно за рубль. Это избавит Цветкова от необходимости бесконечно докапитализировать банк. Возможные предыдущие покупатели, по их рассказам, планировали банк не покупать, а санировать, получив на это госпомощь. «Уралсиб» входит во всевозможные списки системно значимых финансовых институтов, но госпомощь банку обещана не была, и «санаторы» откололись. Сейчас капитал банка на 2 млрд руб. ниже его уровня по итогам 2006 г. (45,9 млрд руб.). Получается, для бизнеса последние восемь с лишним лет прошли напрасно. Как вышло, что крупная (около 0,7% рынка кредитов) финансовая корпорация, неплохо начинавшая, дошла до нынешнего состояния?
На поверхности две причины постепенного угасания бизнеса ФК: 1) хронически высокие издержки и 2) отвлечение массированных средств на непрофильные проекты – страховой, лизинговый, недвижимость. Долгие годы показатель издержек на единицу дохода был у банка феноменально высоким. Меры к его снижению принимались, но, мягко говоря, недостаточные. Как следствие, в 2013–2014 гг. банк генерировал убытки, его капитал таял, приблизившись к границе достаточности (10%). Существенными для группы оказались потери на лизинге. KPMG, аудитор ФК, назвал переоцененными акции СК «Уралсиб», формально оцениваемые в 19,5 млрд руб. (общепризнанной цены у них нет), а ведь это 62% основного капитала банка по методике Fitch. Будущему владельцу банка придется доформировывать резервы на возможные потери – кредиты «Мечелу», связанным сторонам, вложения в убыточный лизинговый бизнес и т. д.
В аналитических отчетах отмечается слабое управление ФК – оно и привело к росту инвестиций в неосновной бизнес, а слабый контроль за деятельностью связанных компаний – к проблемам в их бизнесе. Банк оброс многочисленными бизнесами, параллельно дистанцируясь от «Лукойла» (его акции, дорожавшие в 2000-е гг., когда-то приносили банку хорошую прибыль). В результате к концу 2000-х гг. «Уралсиб» встал перед выбором: резко сокращать издержки или возвращаться в лоно ФПГ, теряя статус универсальной финансовой структуры. Ни первого, ни второго не произошло.
Несфокусированность банка на прибыли и издержках – закономерное следствие избранной владельцем стратегии. Из отчета ФК за 2013 г. можно узнать, что ее бизнес перестраивается «на модель социального предпринимательства», в основе которого «стремление к высшим идеалам и непреходящим ценностям: доверию, созиданию, любви». А вся система управления модернизируется с целью «внедрения личностных параметров в менеджерское мышление». Это обещало всем сотрудникам «более высокую ступень развития» и «удержание фокуса внимания на благородных мотивах поведения».
Кажется, прибыльность и риски заботили руководство ФК меньше, чем «развитие человеческого капитала сотрудников» и повышение «качества социальной среды». Уже в 2009 г., говорится в отчете за тот год, 45% работников приняли участие в программах здорового образа жизни (ЗОЖ). Тогда же ФК заключила с работниками коллективный договор, по которому они должны были придерживаться ЗОЖ и позитивного мышления, разделять ценности компании. ФК публично заявила, что обязуется «внедрить управление по ценностям, и сотрудники, которые не будут соответствовать принятым нормам, рано или поздно не смогут работать в корпорации». С 2009 г., говорится в том отчете, ФК активно внедряет в своих подразделениях тренинги личностного роста «и другие нетрадиционные семинары». Оплачивался духовный пир, разумеется, компанией.
В результате многие талантливые люди, способные отстаивать свое мнение, покинули «Уралсиб», а в интернете легко найти жалобы рядовых сотрудников, не желавших ходить на тренинги «Сан Лайта» и сдавать тесты о Ценности как Источнике Любви. В миссионерском отделе Московской епархии РПЦ внимательно прочитали раздававшиеся сотрудникам «Уралсиба» книжки Сан Лайта (псевдоним) «Искусство жизни», «Искусство управлять судьбой», «Вирусы сознания», «Алхимия изобилия». И написали в заключении, что в них есть немало «интересных и приемлемых мыслей», но «богословие автора поражает своей несвязанностью» и состоит оно из мешанины противоречащих друг другу положений христианства, буддизма, индуизма, теософии, дзен-буддизма, учений Ошо, Гурджиева, Кастанеды, Саи Бабы и др. В общем, типичная оккультная практика, отвечающая на запрос «хотелось вселенской любви и чего-то мистического, духовного». Всевозможные бизнес-онтологи и консультанты по духовным практикам заработали на «Уралсибе» очень неплохо.
Руководители крупных российских компаний, как и все прочие граждане, вправе верить кто во что хочет. Но оценка в 1 руб. ФК «Уралсиб», в 2005 г. лидировавшей среди российских частных банков по прибыли, – живой пример всем, кто хочет навязать свои ценности другим людям.