Зато у нас падают ракеты
Очередная неудача с космическим запуском заставляет задуматься о стратегических просчетах российского руководстваОчередная неудача с космическим запуском не только создает коммерческие проблемы для отрасли, но и заставляет задуматься о стратегических просчетах российского руководства.
Аварии с ракетами-носителями «Протон-М» происходят по расписанию: 16 мая 2015 г. «Протон» с мексиканским телекоммуникационным спутником MexSat-1 то ли сгорел в атмосфере, то ли частично упал в Забайкальском крае. Год назад 16 мая примерно так же был потерян «Протон» с российским спутником «Экспресс АМ4Р». «Протоны» падают регулярно в последние годы, ухудшая российскую статистику и конкурентоспособность на рынке коммерческих запусков. В этом году к «Протону» неожиданно присоединился грузовой корабль «Прогресс М-27М» – 28 апреля после запуска он вышел на нештатную орбиту и не доставил космонавтам на МКС продукты, горюче и воздух. С «Прогрессом» авария случилась всего второй раз в истории.
В результате сейчас работают государственные комиссии по расследованию причин, а запуски временно остановлены. К слову, еще один запуск «Протона» с еще одним «Экспрессом» был в апреле перенесен из-за обнаружившихся на старте неполадок. А еще один «Прогресс», уже пристыкованный к МКС, не смог 16 мая скорректировать орбиту станции, так как его двигатели не запустились.
Некоторые депутаты Госдумы предположили диверсию. Отраслевые эксперты говорят о разгильдяйстве и кадровых проблемах на производстве. Причиной июльской 2013 года аварии «Протона» была официально признана неправильная установка датчиков ориентации. Что-то мешает российским инженерам и специалистам собирать ракеты.
Хотя общее экономическое положение отрасли по сравнению с провалом 1990-х сильно улучшилось в середине 2000-х, восстановить кадровый потенциал не удалось. Предложение квалифицированных инженерных кадров снизилось, а стимулы для работы на предприятиях отрасли оказались недостаточны. Здесь наверняка есть управленческая проблема – как показывает опыт строительства космодрома «Восточный», даже постоянные окрики и угрозы уголовного преследования из Кремля не спасают дорогостоящий государственный проект от масштабной коррупции.
В СССР такие критически важные отрасли двойного назначения, как космическая, работали под страхом репрессий и с использованием неограниченного ресурса. Сейчас и страх неэффективен, и ресурс ограничен (объективно и субъективно – благодаря коррупции). Как можно отладить дисциплину и качество сборки? Только делая ставку на профессионалов и обеспечивая им правильные стимулы. Коррупция требует обратного – ориентации на лояльных. Многие сейчас говорят с высоких трибун, что нужно вернуться к советским технологиям работы. Но для этого сначала нужно радикально снизить кумовство и распилы с откатами. И если удастся, мы всего лишь вернемся на уровень 1980-х (основные разработки по-прежнему оттуда, даже наконец взлетевшая в 2014 г. новая ракета «Ангара»).
В то время как в мире космосом уже успешно занимаются частные предприятия, а большинство инноваций производится на сетецентричных рынках. Для воспитания современно мыслящих инициативных профессионалов нужно время, совершенно другая стратегия образования, совершенно другая стратегия развития экономики. Наш путь пока что предполагает ставку на нефть, традицию и прошлые победы, отрицание свободы и воспитание «духовности» по единым учебникам.