Чем занимаются россияне и россиянки в кризис
Меньше туризма, торговых центров и ресторанов – больше телевизора и презервативовКак развлекаются россияне и россиянки в кризис? Логично предположить, что девальвация рубля, рост цен, снижение доходов и потребительской уверенности сильно корректируют стоимость и доступность привычного досуга.
Индекс потребительской уверенности, по данным Росстата, по итогам I квартала 2015 г. рухнул до минус 32% с минус 18% в IV квартале 2014 г. (хуже было только в I квартале 2009 г. – минус 35%). Сокращались реальные доходы, население стало экономить на всем, что не относится к предметам первой необходимости.
Сильно сократился выездной туризм. В Европу, например, в I квартале приехало на треть меньше россиян, чем год назад. Оборот ресторанов, кафе и баров в России за I квартал снизился на 4,4%. Россияне меньше ходят по торговым центрам, продажи одежды и обуви сократились почти вдвое в натуральном выражении. О продажах автомобилей даже как-то неловко вспоминать.
Посещаемость кинотеатров, сильно зависящая от того, какие фильмы в прокате, в I квартале немного выросла – на 4,3%, по данным Movie Research. Но в прошлом году впервые за 12 лет она упала (минус 0,2%), прежде всего за счет спада в IV квартале. Зато в 2014 г. впервые как минимум за пять лет выросло среднесуточное время телепросмотра в России, по данным TNS: россияне смотрят сериал «война на Украине».
Теперь граждане больше времени проводят дома, в семье. Как можно развлекаться дома? С учетом привычек россиян нельзя не вспомнить об алкоголе, но тут ситуация противоречивая. С одной стороны, алкоголь – предмет потребления, в кризис дорожает и он. Производство водки и пива в 2014 г. снизилось на 22,5 и 7% соответственно, розничные продажи алкоголя – на 7,7%. Импорт вина в I квартале сократился на треть. С другой стороны, в прошлом году резко вырос акциз на крепкий алкоголь, вызвав рост теневого оборота водки и продаж самогонных аппаратов. С 1 февраля 2015 г. минимальная цена на водку по велению Владимира Путина снижена.
Но бывает и трезвый досуг. Например, производители настольных игр говорят, что в кризис их продажи растут. Или вот знаменательные цифры: по данным исследования DSM Group, в I квартале 2015 г. продажи презервативов в России увеличились на 5,9% в натуральном выражении. Правда, по итогам 2014 г. был спад на 8,3%. В кризисном 2009 году продажи презервативов тоже выросли, но тогда граждане отказывались от более дорогих гормональных средств. Сейчас выросли продажи и в этом сегменте, говорит Юлия Нечаева из DSM Group.
Возможно, тут сказался некоторый рост жизнерадостности по сравнению с концом 2014 г.: сейчас в экономике и политике относительное затишье. В любом случае можно только порадоваться растущей сознательности россиян в деле планирования семьи. Или растущей финансовой грамотности – если они просто закупают контрацептивы впрок.