Декоммунизация Украины в условиях военного времени
Борьба с оппонентами идеологическими методами ослабляет демократические механизмыПринятые Верховной радой законы о декоммунизации очень по-разному выглядят из России и с Украины. Российские госСМИ увидели в них «борьбу с собственной историей», а МИД даже назвал такую борьбу «кощунственной», чем обозначил сакральные ценности современной российской политики. Но принятые законы опасны не для коммунистической идеологии, а для демократических институтов.
Принятый 9 апреля «пакет о декоммунизации» включает четыре закона: «Об осуждении коммунистического и нацистского режимов», запрещающий их пропаганду и символику, «О доступе к архивам репрессивных органов», рассекречивающий архивы ВЧК – НКВД – КГБ, «Об увековечении победы над нацизмом», добавляющий к 9 мая 8-е как День памяти и примирения и заменяющий в официальном употреблении «Великую Отечественную» войну «Второй мировой», и «О правовом статусе борцов за независимость Украины», признающий таковыми не только участников боев 1941–1945 гг., но также всех противников советской власти с 1920-х по 1991 г. Такое сочетание законов свидетельствует о решительности переосмысления прошлого, но их суть и стиль принятия заставляют усомниться в результатах.
Они приняты во всех чтениях сразу, без обсуждения в обществе и учета мнения экспертов, которые видят в них противоречия конституции и принципу разделения властей. На следующий же день после голосования в Раде «Оппозиционный блок» призвал президента не подписывать закон, «противопоставляющий одну часть общества другой», обещая в противном случае обратиться в конституционный суд.
Эти законы направлены на криминализацию исторических исследований, идеологизацию образования, против и так лишенной политического представительства части украинского населения, говорит президент киевского Фонда качественной политики Михаил Минаков. В этом смысле они ближе по форме и духу к репрессивным законам Рады 16 января 2014 г. и к российской борьбе с фальсификациями истории, чем к центральноевропейским законам о декоммунизации. Речь идет о борьбе с идеологией идеологическими средствами, что опасно для демократии как системы институтов гражданского представительства и позволяет укрепляться недемократическим силам, в данном случае крайне правым.
Переосмысление прошлого – важнейшая задача для всех постсоветских государств. Однако оно возможно лишь при участии всего общества, должно вестись законными средствами и быть максимально свободным от политической конъюнктуры, так как иначе превращается в орудие обретения политического влияния. Коммунисты в условиях нынешней Украины лишены реального влияния, не представлены ни в парламенте, ни в местных советах, что делает их удобным противником. Коммунистов обвиняют в поддержке сепаратизма и организации терактов – но для противодействия этому существуют юридические механизмы, тогда как запрет партии напоминает скорее расправу с политическими оппонентами.
Аргументов в пользу того, чтобы не подписать законы, у президента Порошенко много. Но понятен и мотив, двигавший депутатами Рады. Российский МИД даже не догадывается, как он прав, когда порицает Украину за отказ «от достижений российского и советского периодов в ее истории». Украина находится в состоянии войны и считает Россию противником; поспешно принятые законы – отказ от вражеского наследия.