Иран и Запад: осторожно, санкции снимаются
Кому выгодны результаты предварительных договоренностей по иранской ядерной программеДостигнутые в Лозанне договоренности между Ираном и «шестеркой» пока имеют только политический смысл. Но он важен, тем более в сильно изменившемся за 18 месяцев переговоров мире.
Согласно рамочным договоренностям число центрифуг по обогащению урана должно сократиться с 19 000 до 6000, в течение 15 лет уран будет обогащаться только до 3,7%. Военный завод в Фордо будет закрыт, излишки урана должны быть вывезены из страны, а все производство на 25 лет будет поставлено под беспрецедентно жесткий международный контроль. За это с Ирана снимаются санкции в банковской и нефтяной сферах. Соглашение планируется подготовить к 30 июня, но технически отмена санкций займет еще не менее трех месяцев, а ощутимое увеличение поставок нефти (на 1 млн баррелей в сутки) произойдет не ранее 2016 г.
Это означает, что Иран отказывается от планов создания ядерной бомбы в краткосрочной перспективе в обмен на возвращение на мировой рынок углеводородов и открытие страны для остро необходимых ей иностранных инвестиций. Выгодная сделка – с учетом того, что Запад и Израиль в любом случае не позволили бы Ирану создать бомбу. С другой стороны, снятие санкций не означает либерализации страны. Напротив, улучшение отношений с Западом может вызвать противодействие среди консервативных сил в Иране, считает Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги.
Опасное для Израиля экономическое усиление Ирана может компенсироваться его интеграцией в мировую экономику. Для Саудовской Аравии полномасштабное возвращение ее давнего оппонента на рынок углеводородов чревато необходимостью сокращать добычу. По данным Bloomberg, падение цен в результате роста предложения может составить $10.
Для России главная опасность – конкуренция с Ираном за европейский газовый рынок. Ирану принадлежат самые большие в мире запасы газа (33,8 млрд кубометров), которых сейчас на рынке практически нет, – Иран продает газ Турции, параллельно покупая у Туркмении. ЕС стремится снизить зависимость от России, и Иран может этому содействовать. Весь последний год руководство Ирана дает понять ЕС, что готово поставлять газ по трубопроводам в обход России (Иран может войти в проект газопровода TANAP). При линейном развитии событий Иран может вытеснить Россию с европейского рынка газа к 2030 г.
В политическом смысле может произойти обратная замена – Россия останется в числе стран, против которых Запад проводит политику сдерживания, а с Ираном начнется сотрудничество. И все же пока делать выводы рано. О конкретных результатах договоренностей можно будет судить только в конце июня, говорит Малашенко. В ближайшее время мы будем наблюдать продолжение торга, тем более что в Иране у сделки много противников.
Для Запада достигнутые результаты отодвигают необходимость поиска силового решения иранской проблемы. Среди потенциально проигравших от сделки – Израиль, Саудовская Аравия и Россия. Израиль уже назвал сделку угрозой для существования страны.