Как «Лента» привлекла инвесторов увеличением рисков на рынке

Один из крупнейших российских ритейлеров успешно разместил допэмиссию

Один из крупнейших российских ритейлеров во вторник провел размещение допэмиссии и привлек у инвесторов $225 млн. Сделку ее организаторы считают удачной: несмотря на ситуацию в экономике, дисконт в цене GDR был минимальный, привлеченная от инвесторов сумма оказалась больше ожидаемых $200 млн, книга заявок была переподписана почти вдвое.

«Лента» – второй с начала 2015 г. российский ритейлер, которому удалось убедить инвесторов в своих перспективах. Ранее в начале февраля структура основного владельца «Магнита» Сергея Галицкого продала примерно 1% крупнейшего ритейлера в России за 9,8 млрд руб.

«Ленте» не привыкать к сложным условиям на рынке. Ее IPO прошло также в непростой обстановке в феврале 2014 г., компания едва успела провести сделку до эскалации украинских событий. Но в отличие от «Магнита», средства от размещения бумаг которого были необходимы Галицкому на личные проекты, в случае с «Лентой» деньги были нужны самой компании. Причины были в изменившейся за год ситуации.

«Лента» обещала инвесторам удвоение торговых площадей к концу 2016 г., и до сих пор, как правило, компания финансировала агрессивный рост с помощью операционного денежного потока и долгов. В начале этого года менеджмент «Ленты» заявил о планах открыть лишь 10–15 гипермаркетов в первом полугодии – в основном тех, которые начали строиться еще в прошлом году.

Теперь же акционеры ритейлера, среди которых крупнейшие – TPG, ЕБРР, «ВТБ капитал», предпочли размыть свои доли в компании, а большую часть полученных от размещения средств направить на выплаты по наиболее дорогим кредитам ВТБ, Сбербанку, Райффайзенбанку и другим кредитным организациям и не снижать темпы роста сети.

Одновременно с началом сбора заявок от инвесторов «Лента» пообещала открыть по меньшей мере 25 магазинов большого формата и увеличить капзатраты на 5 млрд руб. до 30 млрд в этом году, 24 гипермаркета – в 2016 г. и в следующие годы открывать магазины не меньшими темпами.

«Увеличивать кредитную нагрузку в нынешней ситуации, наверное, не особенно разумно», – объяснял один из участников размещения «Ленты». Об этом говорят и изменения в разделе описания рисков в проспекте размещения. По сравнению с документом для инвесторов IPO, написанным в начале 2014 г., рисков, сопряженных с инвестициями в российскую компанию, в целом стало больше. Парадоксально, но похоже, что появившиеся риски и стали одной из причин того, что «Лента» решилась на продажу своих бумаг инвесторам. Добавились, например, подорожавшие кредиты вследствие роста ключевой ставки Центробанка, а также риск дополнительных ограничений бонусов и выплат ритейлу и риск введения контроля над ценами некоторых продовольственных товаров.

Но если год назад первым номером перечня шла «значительная конкуренция» в российской торговле, то сейчас на первое место вышло сокращение покупательских расходов из-за ухудшения в экономике. Во многом это произошло благодаря падению цен на нефть и западным санкциям, признали авторы проспекта. Зато ушел риск того, что вырастут расходы на оплату труда.