Реструктуризация Russia Inc
Участники Московского экономического клуба о реформах, необходимых для вывода российской экономики из кризисаВ первой части статьи («Ведомости», 29.01.2015) мы обрисовали картину кризиса доверия в российской экономике и предложили первоочередные шаги по ее восстановлению. Ограничиваться этими мерами нельзя - стране необходимы радикальные реформы.
Банковская система
Банки находятся в крайне тяжелом состоянии: убытки от грядущих корпоративных дефолтов, потребкредитов сокращаемым сотрудникам, валютных кредитов на недвижимость и т. д., вероятно, превышают суммарный капитал системы. Однако предлагаемая сейчас «докапитализация через эмиссию» только усугубит проблемы и усилит инфляционное давление. Ключевые принципы для преодоления банковской части экономического кризиса.
1. Спасение только вкладчиков и только в объеме вновь утвержденных лимитов страхования вкладов. Держатели облигаций и акционеры банков, включая государство, должны принять убытки в полном объеме.
2. Жесткие требования по докапитализации, без участия государства, после чего отзыв лицензий для не выполнивших требования.
3. Разгрузка балансов банков от непрофильных активов (дочерних девелоперов, заводов, пароходов и т. п.), недопущение в будущем сокрытия банками убытков в дочерних компаниях в виде «инвестиций».
Другая действенная мера по борьбе с банковским кризисом - введение временного (например, на год) моратория на погашение тела кредитов резидентам РФ. Проценты при этом должны своевременно уплачиваться. Не все компании будут способны во время кризиса выплачивать даже проценты. Именно заемщики должны стать приоритетными объектами программ реструктуризации и финансового оздоровления бизнеса, но без участия государства и только через рыночные механизмы смены собственников. Компании, находящиеся в менее тяжелом положении, получат необходимую передышку. В перспективе для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы необходимо:
1. Провести демонополизацию банковского сектора за счет ограничения максимального размера кредита на группу связанных заемщиков (в периметре консолидации по МСФО), например, 10 млрд руб. или 5% капитала банка (по меньшей величине) и, возможно, через введение лимита на максимальную долю одного банка в активах банковской системы. Кредиты сверх максимальной суммы заменять на синдицированные или на рыночные выпуски облигаций.
2. Жестко контролировать и регулировать принятие банками валютных рисков:
a) запретить кредитование в валюте физических лиц и компаний, не имеющих валютной выручки;
б) обеспечить жесткое требование по балансировке валютных пассивов (особенно депозитов) качественными валютными активами (кредиты компаниям с высоким рейтингом, имеющим валютную выручку, высокорейтинговые ценные бумаги).
При снижении валютных резервов ниже уровня, достаточного для выплаты валютных депозитов в российских банках всем их держателям-резидентам, возможно, придется запретить российским банкам новое кредитование в иностранной валюте - даже экспортеров. ЦБ как «кредитор последней инстанции» имеет возможность выпускать только рублевую ликвидность для погашения набегов на банки, находящиеся в зоне его регулирования, и не сможет более принимать на себя валютные риски для стабилизации системы. При этом банки смогут предлагать клиентам другие инструменты сбережений, например инвестиции в валютные облигации или другие валютные инструменты, доступные посредством брокерских счетов.
Легализация капитала
Значительная доля капитала в России имеет коррупционное происхождение и контролируется силовиками, чиновниками и сотрудниками госкорпораций. Необходимо объявить его амнистию: любой человек, который заявит всю собственность, в том числе заведенную на родственников/подставных лиц/офшоры и т. д. до 31.12.2015 и уплатит 13% НДФЛ, не будет преследоваться в рамках коррупционных дел. При этом обязателен уход с госслужбы, из госкомпаний с пожизненным запретом на работу в них и права избираться в органы власти.
С 1.01.2016 г. в России вступает в силу статья 20 Конвенции по борьбе с коррупцией, и все, кто не воспользовался амнистией, попадают под ее действие. Одновременно вводятся поощрительные выплаты гражданам, сообщившим о фактах коррупции, в размере 25% от объема конфискованной нелегальной собственности плюс освобождение от уголовной ответственности за преступления, не связанные с насилием, для лиц, способствовавших раскрытию коррупционных преступлений.
Цель этих мер - создать класс собственников, сохранить капитал в стране и наконец завершить период накопления первоначального капитала. Важно превратить «распильщиков», сидящих на денежных потоках с высокой долей неопределенности и коротким горизонтом, в «акционеров» России, заинтересованных в росте капитализации активов, находящихся в их долгосрочном владении. Но при этом остаться в рамках капиталистической, а не феодальной модели. Попутно существенно сократить количество чиновников и силовиков, как и регулирующие функции государства: они неэффективны, в кризисном бюджете нет средств на их содержание. Система мотивации должна стимулировать наиболее коррумпированных лиц покинуть посты и легализоваться, а затем подключаются правоохранительные органы и вычищают всех, кто не понял, что правила поменялись.
Создав крупный новый класс легальных собственников, необходимо стимулировать их и остальных экономических агентов инвестировать в экономику России.
Одновременно потребуется пополнение бюджета для выполнения социальных обязательств, что может быть осуществлено массовой приватизацией госактивов в пользу исключительно граждан РФ, включая легализовавших капитал.
Налоговая реабилитация
Нужно снизить и упростить налоги. Нагрузку на труд - снизить не на проценты, а в разы. Результатом станет повышение конкурентоспособности сервисов, инновационных компаний. Мы получим реальную картину занятости и стоимости труда в стране, уберем конвертные зарплаты, сделаем доступными кредиты для получателей серых зарплат и, наконец, начнем слезать с нефтяной иглы. Для наполнения сокращенного бюджета придется повысить налог на недвижимость и ввести экспортные пошлины на цветные металлы и удобрения. НДС заменить плоским налогом с продаж, что упростит его администрирование. Цель - создать условия, когда с точки зрения риска и управления бизнесом предпринимателю будет удобнее платить налоги, экономя на ведении двух видов отчетности, теневой и официальной.
Оптимизация бюджета
Отказ от проведения чемпионата мира по футболу как символа бессмысленных затрат должен стать первым шагом для возвращения в реальность и существенного снижения расходов бюджета. Необходим секвестр такой статьи бюджета, как «Национальная экономика», и запрет «программ поддержки предпринимательства» на всех уровнях бюджета. Лучшая поддержка - снижение налогов для всех, а не «индивидуальные» решения вроде «Сколково», ОЭЗ, «Роснано» и т. п. Единственная «неприкасаемая» статья - соцрасходы, нам важно избежать потрясений и революций, а также поддержать внутренний спрос. Все остальное идет под нож.
Усиление переговорной позиции
Нужно быть готовыми к введению новых, более жестких санкций. В частности, к отключению SWIFT и Visa/MasterCard. Работы по созданию резервных систем для внутренних платежей уже идут, но нужно создать инфраструктуру для возможного отказа от платежей в валютах G7 во внешней торговле и перевода торговли на золото. Это потенциально увеличит транзакционные издержки, но позволит продолжить торговлю и станет гарантией невведения этих мер: будет очевидной их неэффективность.
Консолидация элиты
Даже такие действия будет непросто осуществить, принимая во внимания настроения и уровень поддержки руководства страны и консолидацию в элите. Сравните выражения лиц на церемонии принятия Крыма в РФ 18 марта и во время обращения президента 4 декабря 2014. Элита растеряна, деморализована и готовит посадку на запасные аэродромы. Президент не зря говорит, что знает, кто играет против рубля. Это делают крупнейшие компании страны. Их необходимо привести в чувство и консолидировать, для этого потребуется сильный шаг - отставка самых влиятельных из руководителей госкомпаний и расследование их деятельности.
Остальным надо дать надежду и показать выход из тупика, ведь по мере ухудшения экономической ситуации уровень деморализации и саботажа в системе управления будет нарастать. Необходимо остановить этот процесс на ранней стадии. Предложенные действия необходимо подтвердить знаковыми назначениями людей с сильной репутацией. Действовать необходимо быстро, иначе к октябрю 2017-го решения будут принимать совсем другие люди, и далеко не факт, что они и их решения нам понравятся.
Окончание. Начало в № 14 от 29.01.2015