От редакции: Регионы вынуждены занимать все больше
Особенности сверхцентрализованной модели межбюджетных отношений, в которой большинство регионов не в состоянии самостоятельно выполнить спущенные сверху обязательства, проявляются все ярче. Вчера министр финансов Антон Силуанов сообщил в Совете Федерации, что в 2014 г. консолидированный долг региональных бюджетов (вместе с муниципальными) вырос на 20% и превысил 2 трлн руб.
Директор по региональным рейтингам «Русрейтинга» Антон Табах отмечает, что рост - следствие необходимости выполнить обязательства по майским указам 2012 г. в социальной сфере и перед бюджетниками. Губернаторы надеялись на помощь центра и отчасти на зарубежные ресурсы, но первая пришла избирательно, вторые доступны не для всех. Бюджетные кредиты на щадящих условиях не заместили обычных: их доля в объеме регионального долга увеличилась с июня по декабрь 2014 г. с 30 до 32,1%, но выросла с 38,5 до 39,3% и доля коммерческих кредитов. Регионам пришлось занимать средства под высокие проценты, что неизбежно вызовет рост нагрузки уже в ближайшем будущем.
В 2015 г. для облегчения долговой нагрузки планируется выделить регионам 160 млрд руб., но при нынешних объемах коммерческих кредитов в 828 млрд руб. это не решит проблему кардинально. Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич отмечает, что в наиболее сложном положении могут оказаться регионы, взявшие кредиты для развития инфраструктуры под будущие инвестиции. При ручном управлении одни губернаторы, пользующиеся особым расположением Кремля, смогли реструктурировать долг, погасив кредиты за счет бюджета. Другим это не удалось.
Собственные доходы территорий (налоги с прибыли и физических лиц) в последние месяцы снизились и в ситуации экономического кризиса продолжат снижаться. В декабре Росстат зафиксировал снижение реальных располагаемых доходов населения на 7,3% (за год - на 1%), это означает, что продолжит падать потребительский спрос.
Чтобы получить помощь Москвы и выполнить президентские указы, региональные власти в последние два года были вынуждены сокращать расходы на развитие. Теперь, даже несмотря на приостановку обязательств по майским указам, губернаторам надо искать новые резервы в расходах; проблема остановки пригородных поездов во многих регионах отчасти из этой серии. Мало кому удастся снизить (как это планирует правительство) налоги на малый бизнес, что в трудной ситуации чревато его уходом в тень и, следовательно, новым сокращением налогооблагаемой базы.
К 2017 г. долг регионов достигнет 50% их доходов, а расходы на его обслуживание и погашение удвоятся до 20% от доходов, прогнозировал S&P еще в декабре прошлого года. С тех пор кризис усилился. Решить проблему без децентрализации налоговой системы и передачи в провинцию части доходов, которые сейчас уходят в Москву, вряд ли удастся.