Московский экономический клуб: Russia Inc на грани катастрофы

Сейчас многие ищут аналогии и исторические прецеденты, которые помогли бы понять ситуацию и возможные сценарии ее развития. Оптимисты стараются разглядеть в ней мимолетный кризис 2008-2009 гг., более консервативные граждане ждут сценария 1998 г. Обе аналогии дарят ложную надежду на быстрый отскок, скрывают истинное лицо угрозы и тормозят принятие необходимых решений.

Портрет кризиса

Нынешний кризис можно разложить по четырем векторам: внешне- и внутриэкономическому, внешне- и внутриполитическому. По первому вектору ситуация близка к 1986 г., когда советская геронтократия расслабилась и, погрузившись в болото экономического застоя, продолжала реализовывать амбициозные геополитические проекты, пока не получила сильнейший экономический удар от падения цены нефти. Члены политбюро наверняка тоже ждали отскока нефти, и он случился, но уже когда страна прекратила свое существование. Чем бы ни был вызван обвал цены нефти - эффектом технологической революции или договоренностями США и Саудовской Аравии, - его нужно принять как факт.

Внутриэкономическая ситуация быстро скатывается к периоду шоковой терапии 1992-1993 гг.: сжатие кредита, кризис неплатежей, падение производства. Все это усугубляется подрывом доверия к рублю, нарастающим инфляционным и девальвационным давлением. Третий и четвертый вектора ближе к ситуации 1914 г., когда страна, патриотично защищая братьев-славян, ввязалась в затяжной конфликт с более сильным противником, к чему не была готова. Внутри страны все необходимые реформы заменила беспощадная борьба с инакомыслием, что привело к радикализации внутриполитической борьбы, вылившейся в гражданскую войну. Сто лет спустя у нас тоже есть свой «женевский изгнанник», готовящийся «возглавить революцию».

Инерционное развитие приведет ситуацию (при различных комбинациях векторов 1-4) к реализации одного из трех возможных сценариев: Ливии, Югославии или Северной Кореи. Пример Ливии с ее $100 млрд международных резервов показывает, что они не спасают от хаоса и гражданской войны. Судьбу страны нельзя отдавать на волю цены нефти. Надежда на отскок - это не план и не решение. Но пока чиновники лишь реагируют на внешние удары и сигналы, пытаясь закрыть расползающуюся черную дыру оскудевшими резервами. Стратегическую инициативу нужно взять в свои руки, начав действовать на опережение. Действия должны быть основаны на реальной оценке состояния экономики, сколь бы она ни была неутешительной.

Введенные санкции - это минимальный набор мер. У наших западных партнеров остается широкий арсенал средств усиления давления: заморозка резервов, отключение от международных платежных систем, технологические санкции, торговые эмбарго. Геополитический расчет на то, что Запад «проглотит» украинскую ситуацию, как это было в отношении Грузии в 2008 г., не оправдался. Наивно рассчитывать и на быстрое выправление экономической ситуации. Задача США сейчас - доказать всему миру свое влияние, проучить Россию, даже если Европа даст слабину и начнет отменять санкции. США уже приняли закон, позволяющий наказывать компании третьих стран за работу с Россией. Мы становимся слишком слабыми, чтобы отстаивать свои интересы в переговорах с международными партнерами. Теперь задача - избежать неприемлемого для России Брестского мира - 2.

Ниже предлагаются решения, которые помогут вывести Россию на новую траекторию развития. Компромиссные решения остановят радикализацию политической борьбы в стране и снизят внешнее давление. Сейчас необходим реализуемый на практике план без лишнего идеализма и догматизма, не требующий революций. План, который может быть принят «верхами» и «низами». Если наш вариант покажется слишком радикальным, представьте, что будут делать «комиссары», которые придут в семнадцатом году исправлять наши ошибки и бездействие.

Восстановление доверия

Падение рубля в середине декабря («100 руб. за евро») стало точкой бифуркации и разрушило выстроенное за много лет доверие к системе управления. И широкие массы, и элита получили сигнал, разрушивший привычную картинку. Придется расставлять приоритеты: хотим мы избежать дефолта по внешним долгам или сохранить капитал внутри страны для развития и инвестирования? Стабилизация невозможна без восстановления доверия граждан и элит. Падением рубля она подорвана. Теперь в глазах граждан бумажки, которые печатает ЦБ, ничего не стоят, только доллары и евро имеют истинную ценность. Для восстановления доверия к ЦБ необходима смена его руководства.

Следующий шаг - тотальная распродажа валюты из международных резервов РФ по любому курсу выше нуля. Задача - перевести все валютные резервы в частную собственность резидентов РФ, оставив в резервах только золото. Весь агрегат денежной массы М2 может быть конвертирован в доллары по курсу не выше 70. Необходимое условие - поддерживать во время распродажи М2 на неизменном уровне (т. е. ограничение эмиссии, в том числе через банки). После перевода валютных резервов в частную собственность их арест или заморозка будут едва ли возможны, как и взыскание $50 млрд в пользу бывших владельцев «Менатепа».

Резервы золота, находящегося на территории России в хранилищах ЦБ, сохраняются на случай войны, голода или другого форс-мажора, при котором понадобится приобретать жизненно необходимый импорт. Также полезной мерой стала бы «монетизация» золота, его перевод в разряд денежных средств при полной отмене любых налогов и пошлин на него, включая НДС, и разрешение на использование золота как законного средства платежа во внешней торговле.

Мы не считаем целесообразным введение контроля за движением капиталов. Практика начала 2000-х гг. показывает, что действенные механизмы контроля ввести все равно не удастся. Куда более серьезной мерой в целях обеспечения доступности валюты для импортеров мог бы стать переход к уплате экспортных пошлин в иностранной валюте или золоте с их последующей продажей на бирже.

В то же время объявляется мораторий на выплаты по внешним долгам в отношении стран, которые ввели против России санкции. Во-первых, эта мера сохранит капитал у резидентов и позволит избежать варианта валютной «продразверстки» для выплаты внешних долгов любой ценой за счет граждан РФ. Во-вторых, долги брались в том числе и исходя из предпосылки, что их можно будет рефинансировать (хотя бы частично). США и ЕС изменили правила игры - мы должны быть вправе остановить игру до восстановления правил, по которым мы в нее входили.

Продолжение читайте на следующей неделе.