От редакции: Ново-Огарево вместо Давоса
Несмотря на кризис и привычные мантры о том, что он заставит нас перестроить экономику, на деле речь идет о тактических мерах по затыканию дыр, распределении денег из бюджета, ЦБ и резервных фондов. Прямой эффект этих мер неочевиден (докапитализация банков не означает непременного усиления кредитования экономики - если, конечно, не отвлекать на это прокуратуру, ныне занятую регулированием цен), они усиливают неопределенность для потенциальных инвесторов. Какова будет макроэкономическая стабильность в России, если она в ближайшее время проест резервные фонды? В 2013 г. премьер Дмитрий Медведев не стал представлять в Давосе свою сверхоптимистичную программу на пятилетку, поскольку она сильно разошлась с пессимистическими сценариями экспертов ВЭФ. А в 2015 г. у Минэкономразвития нет даже скорректированного прогноза для антикризисного плана.
Вчера в швейцарском Давосе открылся Всемирный экономический форум, а в подмосковном Ново-Огареве президент Владимир Путин обсудил с правительством антикризисный план, вернее, «меры по обеспечению устойчивого развития экономики и стабильности в социальной сфере в 2015 г.».
Россияне ездят в Давос со времен позднего СССР, и каждый раз им приходилось представлять российскую экономику, рассказывать о стране и доказывать, что с ней можно иметь дело. Застревание в этом формате вызвано комплексом причин. Одна - инерционность и недоверие Запада. Но каждый год снова «продавать» миру свою экономическую политику приходилось и потому, что правила игры в России постоянно менялись. При этом участие страны в престижном мировом клубе сомнению не подвергалось, что Россию вполне устраивало; а что говорить из года в год приходилось об одних и тех же либеральных планах и желании привлечь инвестиции - так это даже удобно.
В этом году и делегация России меньше обычного, и от нее ничего не ждут. Украинская эпопея Путина привела к изоляции экономической (санкции) и почти изоляции политической: от G7 России отказано, общаться с российским лидером западные не стремятся, обещаниям его не верят. Мы уже как бы и не в клубе. Да, нас еще приглашают и даже надеются на какой-то диалог - но вряд ли на экономические темы. И предложить нам Давосу нечего, кроме икры и водки на приемах. Россия, конечно, хотела бы снятия санкций, но делегация, возглавляемая вице-премьером, не имеет полномочий обещать что-либо, что этому бы помогло. Не ожидается серьезных перемен и во «внутренней» экономической политике.
У Путина, судя по декабрьской пресс-конференции, план простой: подождем роста цен на нефть. Вчера он сказал, что нынешний кризис, как и в 2008 г., вызван исключительно внешними факторами и Россия способна с ним справиться своими силами. Помогать нам ждать роста цен на нефть не надо. Привет Давосу.