Ирвин Студин: Как примирить Россию и Украину

По итогам 2014 г. Россия столкнулась как минимум с тремя серьезными внешними вызовами: политическим кризисом на соседней Украине, санкциями Запада и падением цен на нефть. Желаемое восстановление цен на энергоносители зависит скорее от международных рынков, чем от российских политиков, а международные санкции напрямую связаны с украинским конфликтом. Сам этот конфликт может быть решен исключительно путем взаимных переговоров и компромиссов. Как ни странно на первый взгляд, он может быть решен достаточно быстро и эффективно.

И для начала необходим как минимум алгоритм, который мог бы позволить примирить интересы сторон конфликта. Интересы России: 1) стратегическая предсказуемость Украины; 2) сохранить с ней тесные экономические связи; 3) защищать права русскоязычного населения Украины. Ключевые интересы Украины: 1) добиться легитимации киевского правительства на всей территории страны, включая целиком Луганскую и Донецкую области; 2) добрососедские отношения с Россией - в той же степени, как и с Евросоюзом. Интересы западных стран имеют долгосрочный характер и в первую очередь включают в себя предотвращение опасности военного конфликта с Россией. Иначе единое европейское пространство может быть разрушено, и не только оно. Несомненно, в интересах Запада по-прежнему сотрудничество с Россией, целью которого может стать решение масштабных проблем, стоящих перед всем миром в Арктике, на Ближнем Востоке, в Северо-Восточной Азии и т. д.

Разрешение конфликта вокруг Украины требует быстрых и четких мер. Вот пять основных шагов, благодаря которым стороны могли бы добиться достаточно быстрого и эффективного разрешения существующего конфликта.

Первое. В зону конфликта вводятся миротворческие силы третьих стран. Чтобы остановить военное противостояние на юго-восточной Украине и на российско-украинской границе, в регионе необходимо разместить миротворческие силы третьих стран, не связанных напрямую с региональными силами и интересами. Это возможно в случае использования профессиональных миротворческих сил из стран, не входящих в состав НАТО или СНГ. Миротворческую миссию под эгидой ООН (при совместном приглашении России и Украины) могла бы взять на себя Индия, присутствие сил которой не вызовет напряжения ни у одной стороны. Достигнутое в результате полное прекращение огня позволит сторонам сосредоточиться на реализации следующих конституционно-политических шагов.

Второе. Административно-территориальная реформа. Прежде всего это сокращение количества областей с нынешних 24 до 8-9 крупных регионов, чтобы упростить административные задачи Киева. Одновременно Украина должна предоставить каждой области право косвенно избирать своего председателя областной госадминистрации. Иными словами, это укрепление регионов и консолидация центра.

Третье. «Акт о нерасторжимости украинского государства». В конституции страны закрепляется положение, согласно которому Украина будет оставаться нерасторжимой во всех своих частях и не может быть разрушена ни при каких обстоятельствах. Подобная правовая норма существует, например, в преамбуле к конституции Австралии и может быть применена в данном случае. Россия должна признать нерасторжимость Украины, закрепив это специальным договором. Подобный конституционный акт нейтрализует сценарии, при которых на Украине смогут появиться политические лидеры и силы, преследующие сепаратистские цели. Совет Безопасности ООН также должен одобрить нерасторжимость украинского государства.

Четвертое. Создание особых экономических зон. Некоторые из украинских областей, в частности в восточных и южных регионах, получив особый экономический статус, смогут воспользоваться облегченным или полностью свободным доступом к Таможенному союзу и российскому экономическому пространству, даже если вся Украина будет связана соглашением с Евросоюзом. Такие экономические зоны существуют по всему миру с разными целями, включая поощрение торговли и инвестиций, обеспечение специального таможенного режима.

Пятое. Украина объявляется нейтральным государством. В конституции страны закрепляется положение, согласно которому Украина остается нейтральной по отношению к любым военным блокам и союзам. Совет Безопасности ООН должен принять специальную резолюцию с одобрением этого статуса. Это станет дополнительной гарантией нейтрального статуса Украины в глазах России.

Помимо этих шагов Украине необходимо создать новый масштабный project de societe - проект модернизации государства, который придаст ей прагматичное госуправление. Россия не должна воспринимать модернизацию украинского государства как угрозу собственным интересам. Наоборот, Россия при разрешении братоубийственного конфликта должна активно участвовать в процессе украинской модернизации. Для этого можно вернуться к старой, вполне логичной идее создания трехсторонней комиссии между Россией, Украиной и Евросоюзом, что позволит всем сторонам координировать разработку и реализацию полномасштабного реформирования Украины, в том числе развитие особых экономических зон в ее составе.

Сложившаяся плачевная ситуация требует безотлагательных действий. Если предлагаемые шаги будут предприняты в течение ближайшего года, санкции с России будут с большой долей вероятности сняты.