Иван Крастев: Дестабилизация Балкан
Станут ли Балканы следующим игровым полем для Владимира Путина и его политики дестабилизации? Недавно такую возможность допустила Ангела Меркель. К этому стоит отнестись серьезно. Финансовый кризис 2008 г. привел к некоторому потеплению отношений Запада и России. Теперь, несмотря на все слова солидарности, последовавшие после терактов во Франции на прошлой неделе, подобного эффекта не повторить. Путин слишком обижен, Европа чересчур встревожена, свежи воспоминания о том, сколь краткосрочной получилась разрядка после финансового кризиса. Громкие заявления Америки о перезагрузке отношений с Россией обернулись пшиком после аннексии Крыма.
В 2015 г. могут быть разыграны два сценария. Кремль может вывести силы с Восточной Украины и подлатать отношения с Западом. А может постараться перехватить инициативу, увеличив давление на западных лидеров, и попытаться расколоть континент. Очевидно, что на территории соседей возможности маневра России весьма ограничены. Широкомасштабная военная операция на Восточной Украине приведет к тяжелым последствиям и усилению санкций. Она может погубить в зародыше Евразийский экономический союз - союзники Москвы в Белоруссии и Казахстане дали понять, что решительно не одобряют перекраивание границ.
Логика подсказывает, что, если Россия хочет усилить давление на Европу, ей нужно действовать за пределами стран экс-СССР. Самый вероятный вариант - Балканы. У России нет иллюзий относительно включения Боснии или Албании в сферу своего влияния, а там никто не мечтает о вступлении в «Евразэс». Их главный торговый партнер - ЕС. Но Балканы - не только «задний двор Европы», но и слабое место брюссельской дипломатии. Банковская система региона слаба. Если крупные компании, связанные с Россией, выведут оттуда деньги, это может спровоцировать волну банкротств и междоусобицу. Прозападные правительства региона зашатаются. Если Москва хочет причинить Западу дискомфорт, ей удобнее всего надавить на Балканы.
Контролируемый кризис на Балканах даст России козыри на переговорах с Европой, не предоставив возможности поймать себя за руку. Западные правительства будут вынуждены перенести фокус внимания с Украины на Балканы. ЕС не сможет поддерживать даже видимость единства по вопросам безопасности. Балканы вобьют клин между югом и севером Европы. Существование Боснии как единого государства не может восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Если Россия открыто поддержит сепаратистские настроения в Сербской Краине, это может стать точкой невозврата. Решение Москвы воздержаться от голосования в Совбезе ООН за продление миротворческой миссии ЕС в Боснии и Герцеговине может говорить о том, что в Кремле обдумывают такой ход.
Отношения между Сербией и Албанией за прошлый год ухудшились. Российские обвинения Запада в лицемерии нашли живой отклик в Белграде. Экономика региона сильно зависит от российского газа и нефти, перебои поставок грозят существенными неприятностями. Во время газового кризиса 2009 г. Россия приостановила транзит газа через Украину, оставив без сырья Юго-Восточную Европу. Прошло пять лет, но ни один проект, призванный уменьшить зависимость Балкан от России, не был доведен до конца. Похоже, у Москвы там есть высокопоставленные друзья. Ключевой фактор влияния Кремля в регионе - отнюдь не культура, славянское братство или православие, а нечто куда менее возвышенное. Коррупция объединяет людей, а на Балканах она объединила опасных людей. Большинство местных олигархов связаны с Россией. Москва легко может использовать их во внешнеполитических играх.
Но дестабилизация Балкан, если Россия и впрямь попытается это сделать, - рискованная затея. Москва не может предложить местному обществу работоспособную экономическую модель и привлекательное политическое устройство. Она даже не может залить страны деньгами. Общее чувство обиды - это не совместные перспективы. Отказ от «Южного потока» уменьшил влияние Москвы в регионе. А попытки дестабилизировать прозападные правительства Балкан больно ударят по российским компаниям. К тому же украинские события показали: олигархи - весьма ненадежные союзники. У них нет друзей, только страхи и финансовые интересы. Опасения Меркель, что Балканы станут ареной кремлевских игр, обоснованны. Но в ходе такой кампании Путин скорее всего потеряет больше, чем выиграет.
FT, 15.01.2015, Антон Осипов