От редакции: Отменим прошлое. Крымский правовой казус
Совет Федерации предлагает отменить решения высших партийных и госорганов СССР о передаче Крыма Украине в феврале 1954 г. Получается, он не вполне уверен, что правовой фундамент присоединения Крыма достаточно прочен, и ради его укрепления готов пойти на правовой казус - отменить указы и постановления несуществующего государства. Каковы могут быть правовые и политические последствия?
Отделение Крыма от Украины и его присоединение к России в марте 2014 г. официальные лица обосновывали рядом причин. Кроме референдума они ссылались на необходимость защитить русскоязычных жителей Крыма от радикальных националистов, беспокоились о сохранении базы Черноморского флота в Севастополе (иначе там будут корабли НАТО), о восстановлении исторической справедливости, а недавно выяснилось еще и сакральное значение Корсуни - Херсонеса для православия. Сторонникам присоединения Крыма каждой из этих причин и тем более их совокупности достаточно, чтобы укрепиться в собственной правоте. Теперь сенаторы придумали, как придать восстановлению исторической справедливости дополнительную легитимность.
Многое в советском государственном праве было мнимым, в том числе пункт Конституции о возможности выхода республик из СССР. Но после распада Союза эти документы превратились из необязательных внутригосударственных формальностей в часть международно-правовой системы. А Россия как правопреемник СССР думает об отказе от собственных обязательств. Денонсация этих актов - посмертный упрек Никите Хрущеву, законодательный абсурд, попытка распространить юрисдикцию РФ на прошлое. Для других стран, включая Украину, и для международных судов такая отмена не будет иметь юридического значения, говорит правовед Александр Верещагин. С тем же успехом можно отменить досрочное возвращение военно-морской базы Порт-Артур Китаю в октябре 1954 г. и Ханко - Финляндии (1955 г.) А еще можно отменить Ганджинский трактат 1735 г., по которому Россия вернула Персии завоеванные при Петре I территории на южном побережье Каспийского моря.
Возможность отмены задним числом решения 60-летней давности ставит под вопрос нерушимость границ на постсоветском пространстве. За годы советской власти было принято немало волюнтаристских решений о переделе территорий. Район Таганрога в 1920-е гг. передавали от РСФСР к Украине и обратно. Белоруссия тогда же получила от Советской России часть современных Витебской, Гомельской и Могилевской областей. Обмен территориями между Узбекистаном и Казахстаном продолжался до 1970-х гг. Что бы еще потребовать назад? И кто еще может это сделать?