От редакции: 20 лет первому штурму Грозного
Двадцать лет назад, 26 ноября 1994 г., около 3000 противников генерала Джохара Дудаева при поддержке бронетехники (от 40 до 50 танков) вошли в Грозный. При удачном стечении обстоятельств они могли захватить президентский дворец и сместить мятежного главу республики. Главной задачей было продержаться в Грозном и дать оппозиции возможность призвать на помощь российскую армию. Операция закончилась крахом: пехота оппозиции была деморализована и занялась грабежами. Танки, большую часть экипажей которых составляли завербованные контрразведкой российские офицеры и солдаты, оставшись без поддержки пехоты, были уничтожены.
Москва сначала отрицала свое участие в провальной акции. Бывший министр обороны генерал Павел Грачев говорил, что в Чечне воюют наемники. Однако вскоре телеканалы показали пленных солдат и офицеров, страна узнала подоплеку штурма, факт участия и гибели в нем десятков российских военных. Тайный штурм стал прологом начавшейся 16 декабря 1994 г. полномасштабной войны в Чечне, которая стоила России больших человеческих жертв, финансовых и моральных издержек, создала источник нестабильности и опасности.
История неудачного похода на Грозный отчасти напоминает ситуацию на юго-востоке Украины. Разница с событиями 20-летней давности не только в масштабе боевых действий и участия в них наших военных, но и в более плотной завесе тайны. Официальные лица утверждают, что Россия и военнослужащие российской армии не причастны ни к боевым действиям, ни к поставкам повстанцам боевой техники. Гражданам предлагаются разные версии «непричастности». До задержания на Украине десантников применялось вообще полное отрицание. Когда сведения об участии солдат и офицеров в боевых действиях и их гибели просочились в социальные сети и СМИ, выяснилось, что погибшие находились в отпусках.
Политические менеджеры учли часть уроков прошлого, усовершенствовали технологию спецоперации и ее маскировки. Однако это решило лишь часть проблемы. Даже скрытая, война пытается подменить политическое решение тяжелой проблемы и переговоры с неприятными партнерами силой оружия. Пока это ведет к ожесточению и затягиванию конфликта, а в будущем может привести к резкому изменению умонастроений, когда человеческие потери и материальные издержки перестанут быть секретом.