От редакции: Крупа холодной войны
Гречневая крупа в России может считаться универсальным индикатором социально-экономического состояния. Можно было бы разработать индекс гречки, тем более что он не требует страновых сравнений, как индекс бигмака.
В гипермаркетах «Лента» ограничили продажу гречки - не более пяти упаковок в руки. Цены на гречку в последнее время растут в большинстве регионов, что вызвано слухами о неурожае и ажиотажным спросом. За неделю 3-10 ноября, по данным Росстата, гречневая крупа подорожала в России на 7,8%. Механизм гречневых кризисов довольно прост, написали еще в 2011 г. Вадим Новиков, Максим Кваша и Валерий Кизилов: Россия - крупнейший в мире потребитель гречневой крупы, а в последние годы и крупнейший производитель. В случае неурожая невозможно быстро нарастить объем импорта, в то же время информация о дефиците подстегивает спрос.
Важно, что гречка для россиян является одним из главных стратегических продуктов, которые подлежат закупке впрок. Спрос на нее становится ажиотажным при малейшей угрозе экономического кризиса и/или конца света. Закупка продуктов впрок остается с XX в. основной индивидуальной стратегией выживания для россиян - по данным опроса ФОМа, 43% респондентов делают такие закупки (а среди граждан с доходом до 9000 руб. в месяц - 55-59%). Опросы НАФИ и Intelligent Research for Growth (IRG) показывают, что россияне осознали наступление экономического кризиса и перестраивают свои финансовые стратегии. 11% опрошенных IRG начали запасать продукты.
Что закупать впрок? Соль-спички - понятно, но гречка в этом смысле является едва ли не брендом № 1 в России.
Гречка при ближайшем рассмотрении оказывается не продуктом, а национальной идеей. Причем сейчас - как никогда.
Возделывать научились от греческих монахов (отсюда название) - так что наследуем Византии. Производится и потребляется в основном россиянами - крайне отечественный продукт. Мир постепенно отказывается от гречки из-за ее низкой урожайности и по мере развития технологий дешевого выращивания других культур. Россия осталась в этом смысле в XX веке, так что гречка - самая настоящая традиционная ценность. Была очень популярна в СССР (хотя и дефицитна) благодаря уникальным потребительским качествам: богата белками, долго усваивается - человек остается сытым, долго хранится без потери качества, считается полезной для защиты организма от воздействия ионизирующего излучения. Гречка остается стратегическим продуктом и для государства, ее запасы - часть Росрезерва. Настоящая крупа холодной войны.
Очевидно, что гречка должна быть поднята на флаг русской идентичности. В новой российской политике выиграет тот, кто будет регулировать продажи гречки и гречневый дискурс.