Александр Кнобель: Соглашение об ассоциации - риски для России и возможности для Украины
Начало имплементации соглашения Украины с Евросоюзом отложено, но оценить его влияние на Россию возможно. Это соглашение «вредит» России меньше, чем наше неучастие в интеграции с ЕС и обсуждаемые ответные меры против украинской экономики.
О чем договорились
Соглашение, помимо деклараций о политическом диалоге, экологии, свободе и безопасности, содержит три важные части.
Первое. Фактически создается полноценная зона свободной торговли, основная компонента которой не столько постепенное взаимное обнуление таможенных пошлин, сколько унификация правил торговли товарами и услугами. В части внедрения технических стандартов Украина должна в одних отраслях за 2 года (машиностроение, измерительное и подъемно-транспортное оборудование), а в других за 5 лет (высокоскоростные железные дороги) обеспечить соответствие техническим регламентам ЕС и системам стандартизации. В ее законодательство имплементируются положения ЕС. Украина обязуется приблизить свое законодательство к ЕС в части санитарных и фитосанитарных мер, таможенных процедур (за 3 года принять таможенный кодекс ЕС), торговли услугами (3-6 лет), госзакупок (8 лет), регулирования конкуренции и контроля за концентрацией в экономике (3 года).
Второе. Экономическое и отраслевое сотрудничество тоже подразумевает имплементацию норм ЕС в украинское законодательство. В энергетике за 3-8 лет Украина должна принять директивы ЕС по электричеству, газу, геологоразведке, мирному атому, энергоэффективности. В сфере налогообложения постепенно приблизиться к структуре налогообложения в ЕС. Это касается НДС (5 лет), акцизов на алкоголь (3 года), налогообложения энергетических товаров, табака (2 года). Предложения правительства о сокращении налогов с 22 до 9 можно считать первым шагом в этом направлении. Постепенная гармонизация действующих стандартов и политики с ЕС ждет транспорт (автомобильный - за 3-7 лет, ж/д - 8 лет, морской и внутренний водный - 5 лет). Это может способствовать росту услуг, предоставляемых украинскими транспортными компаниями на рынках ЕС и европейскими - на рынке Украины. В сфере корпоративного управления Украина обязуется приблизиться к нормам ЕС по вопросам защиты прав акционеров, кредиторов и других сторон, внедрить международные стандарты бухучета (за 4 года).
Третье. Есть обязательства в сфере финансового сотрудничества и борьбы с мошенничеством, противодействия коррупции. Украина должна за 5 лет присоединиться к конвенции «О защите финансовых интересов ЕС» и к двум важным дополняющим протоколам: «О коррупции в Сообществе» и «Об отмывании капиталов».
Последствия для Украины
Первая часть соглашения делает зону свободной торговли Украина - ЕС «глубокой и всеобъемлющей», а 2-3-я позволяют говорить об «ассоциации». Вышеперечисленные вопросы - не декларации общего характера, а обязательства принять конкретные законодательные акты ЕС. Это фактически задает последовательность необходимых институциональных преобразований.
Экономические последствия для Украины можно разделить на долго- и краткосрочные. Краткосрочные возникают из-за действующей зоны свободной торговли, пусть пока в одностороннем порядке (в виде преференций со стороны ЕС - через обнуление импортных пошлин и квоты на продажу продукции с/х и пищевой промышленности на территории ЕС). Она обеспечивает рост торговли и ее переориентацию: по итогам 7 месяцев 2014 г. экспорт в ЕС вырос на 14%, а в Россию упал на 24%. Однако более существенное влияние на украинскую торговлю оказали не льготы, а девальвация гривны (с января по октябрь на 60%). Для украинских экспортеров это равнозначно росту конкурентоспособности на 40-50%. Девальвация послужила рыночным механизмом выравнивания торгового баланса: если в 2013 г. торговый дефицит достиг $13,7 млрд, то за 7 месяцев 2014 г. профицит составил $1 млрд.
Долгосрочные последствия зависят от того, как будет проходить имплементация в части торговых вопросов и секторальных обязательств. Суть соглашения лежит в плоскости заимствования («трансплантации») институтов и переориентации правил ведения торгово-экономической деятельности с постсоветских на европейские.
Ключевые слова соглашения - «должна» и «обязуется», что не равносильно «сделает». Украина ратифицировала соглашение, но нужно еще выполнить множество требований. Это нужно больше самой Украине, чем ЕС: перевод экономики на европейские рельсы, улучшение институциональных условий может не только способствовать открытию рынка экономически огромного торгового партнера, но и создать предпосылки для собственного экономического роста.
Что мешало Украине принимать у себя европейские нормы без подписания каких-либо соглашений? Ведь никто не запрещает переходить на европейские стандарты в производстве и корпоративном управлении. Ответ лежит в плоскости политэкономии. Мешает несовершенство политического процесса: каждая отдельная инициатива будет натыкаться на противодействие групп с особыми интересами. Процесс принятия решений в этом случае затягивается, в условиях большой коррупции есть все возможности заблокировать бо́льшую часть необходимых преобразований. В то же время ссылка на взятое на себя внешнее обязательство позволяет эффективно обосновывать невозможность удовлетворить запросы заинтересованных групп. Так присоединение России к ВТО помогает противодействовать агрессивному отраслевому лоббированию, не позволяя ему выходить за рамки взятых обязательств.
Последствия для России
Соглашение Украина - ЕС не может не повлиять на российскую экономику. Снижение барьеров в торгово-экономических отношениях между двумя значимыми для нас партнерами как минимум частично переориентирует их спрос с нашей продукции на продукцию друг друга. А в случае добросовестной имплементации еще и ограничит доступ на украинский рынок российских производителей и поставщиков, не удовлетворяющих европейским стандартам.
Высказываются опасения, что после снижения пошлин европейские товары под видом украинских будут поступать в Россию. Или украинские товары, вытесненные из страны европейскими конкурентами, будут поступать в Россию в объемах, наносящих ущерб отечественной промышленности. Такая проблема возникает всегда, когда одна страна участвует более чем в одной зоне свободной торговли (Украина - с ЕС и с Россией). Решается она с помощью применения правил происхождения: товар считается украинским, если подвергнут достаточной переработке на ее территории. То, как на практике контролируются эти правила, зависит от работы таможни. В последние годы на Украине пошлины на европейские товары и так были значительно ниже пошлин Таможенного союза (европейские рыба, лекарства, ж/д вагоны ввозятся на Украину беспошлинно, а в ТС - по ставкам 10-15%). Проблем с реэкспортом не возникало. В случае с Белоруссией контролировать реэкспорт гораздо сложнее из-за отсутствия таможенной границы.
Частичное закрытие рынка Украины для российских поставщиков после принятия европейских стандартов, норм и таможенных правил, отличающихся от правил Евразийского союза, может, по нашим оценкам, привести к потерям российской экономики (до $2,5 млрд). При этом повышение ставок импортных пошлин для украинских товаров с преференциального уровня (0% почти для всех товаров) до уровня пошлин при торговле со странами вне зоны свободной торговли СНГ приведет к экономическим потерям всех участников. Для России - до $2 млрд, а для Украины - до $950 млн. Потери России больше в абсолютном выражении, но меньше в относительном: за вычетом газа наше торговое сальдо с Украиной отрицательное. А возможное снижение конкурентоспособности украинских товаров на российском рынке вследствие повышения пошлин заведомо нивелировано ослаблением гривны.
Для Украины соглашение об ассоциации с ЕС - фактически готовый (хотя и неполный) список необходимых институциональных преобразований в экономике. То, как оно будет имплементировано, зависит от политической воли ее руководства. Возможно как добросовестное выполнение взятых на себя обязательств, так и полное их саботирование. Угрозами ответных ограничительных мер вряд ли удастся повлиять на решения Украины о скорости и глубине имплементации соглашения. А дополнительные торговые барьеры приведут к потерям для всех участников.
Основные потери России возникают из-за нашего неучастия в интеграции с ЕС: мы упускаем один из немногих оставшихся источников роста. Развитие интеграции с ЕС некоторыми странами СНГ делает наши потери еще большими.