От редакции: Мэрия Москвы уничтожает «Театр.doc»
Задача властей - обеспечить качество, разнообразие и доступность культурных ценностей и сервисов. Столичные учреждения культуры предоставляют новые и интересные возможности для личного развития и творческой самореализации граждан» - эти слова мэра Москвы Сергея Собянина украшают сайт Московского культурного форума, открывшегося 15 октября.
В этот же день стало известно, что департамент городского имущества Москвы расторг договор аренды с московским «Театром.doc». Основание - незаконная перепланировка: как объясняет директор театра Елена Гремина, одно из окон здания было переоборудовано во вход по требованию пожарных. Если договор не будет продлен, театру придется освободить подвал в Трехпрудном переулке, который он занимает 12 лет со дня своего основания. Не предназначенное для театра помещение «Театр.doc» реконструировал на свои средства.
«Театр.doc» - старейший в Москве театр, работающий в жанре документальной драматургии и вырастивший целое поколение драматургов «нового театра». На российской культурной сцене он выделяется «политическими» постановками, самые известные из которых «Сентябрь.doc» (2005) о событиях в Беслане; «Час 18» (2012) о процессе над Сергеем Магнитским и «БерлусПутин» (2012) - адаптация пьесы нобелевского лауреата Дарио Фо, сатирически соединяющая двух политиков в одно тело. Но большая часть спектаклей - не про политику, а про людей, редко интересующих традиционный театр, включая офисных работников, пользователей интернет-чатов и гастарбайтеров.
Дело не обязательно в политической заостренности или скандальности «Театра.doc». Он «криминален» своей независимостью - не столько идейной, сколько институциональной и финансовой. Созданный драматургами-энтузиастами, он живет на частные пожертвования, гранты и выручку за билеты, периодически оказываясь на мели. Он не входит в «хозяйство» департамента культуры, спросить с него за израсходованные госсредства или надавить, пригрозив их лишением, власти не могут. Поэтому замечание Сергея Собянина, что он такого театра не знает, вполне закономерно. Как может хозяйственник знать о том, что не является частью его «культурного» хозяйства? А раз так, этот случай проходит по ведомству департамента имущества: Гремина предполагает, что вскоре в помещении может обосноваться «магазин или что-то еще необходимое по нынешним временам».
Отношение власти и общества к независимому искусству - лучший индикатор их состояния. В Великобритании граффитист-хулиган Бэнкси - признанная часть национального достояния; власти его знают и платят немалые деньги, чтобы спасти от сноса здания с его работами. А в Москве театры, неизвестные Собянину, не сидящие на шее государства и не имеющие покровителей в мире высокого бизнеса (как ВТБ для «Мастерской Петра Фоменко»), похоже, обречены на вымирание.