Андрей Панов: Школа как часть корпорации
В субботу в Москве пройдет митинг, организованный профсоюзом учителей, педагогами школы «Интеллектуал» и родителями школьников. Главная цель митинга - остановить объединение «Интеллектуала» с гимназией № 1588. Естественно, задачи митинга гораздо шире: участники предлагают остановить все объединения школ в Москве, где не было учтено мнение советов и родителей.
Любая крупная корпорация сталкивается с проблемой лидеров и аутсайдеров среди своих подразделений. Бэк-офис в Воронеже работает гораздо эффективнее, чем в Ставрополе, продажи гипермаркета в Химках в 2 раза выше, чем в Мытищах, завод в Таганроге на 5% эффективнее, чем в Калининграде.
Адекватный акционер или топ-менеджер захочет разобраться, почему аутсайдеры так сильно отстают, и среди причин в большинстве случаев будут перечислены неэффективность руководителей и слабая команда. Очевидно, что чем больше разброс в работе бизнес-подразделений, тем сильнее будет желание перетасовать менеджеров или перебросить исполнение функций на передовые подразделения и тем сильнее эффект от подобных реформ.
В московской системе школьного образования в последние годы власти применили стандартный метод из корпоративной жизни. Идет повсеместное укрупнение школ, когда сильной школе отдается в распоряжение слабая. Бывает, что это объединение происходит с полной ликвидацией отстающей школы: в новую школу берут меньшую часть учителей, детей младших классов учат в одном здании, старших классов - в другом.
Думаю, что многие читатели видели такие реформы в компаниях. Полагаю, что никто не видел ситуации, в которой руководители или сотрудники поглощаемого предприятия рукоплескали реформе. Реакция обычно варьируется от тихого ворчания до резкого неприятия или бунта.
Поэтому нет ничего удивительного, что заявления руководителя департамента образования Москвы Исаака Калины о том, что объединения проводятся лишь при общем согласии, лукавы. Так не проводится ни одна реформа, и это правильно.
Я знаю конкретные примеры, когда объединение школ в Москве было абсолютно адекватным решением и позволило расшириться очень хорошим школам без потери качества. Если нужен конкретный пример - школа № 57, которая сейчас объединяет уже три московские школы и по-прежнему остается одним из лидеров столичного образования.
Можно ли на основании частных случаев сделать вывод о тотальном успехе реформы? Конечно, нет. Было бы здорово получить, например, анализ результатов ЕГЭ в объединенных школах, чтобы окончательно в этом удостовериться.
В мире корпораций отказ от расширения своей власти встречается крайне редко, вот и «Интеллектуал» оказался первой сильной школой, которая стала громко сопротивляться потенциальному объединению. Оставив за скобками все споры о финансировании школы, можно дать только один совет московским властям: не хотят объединяться - ну и не надо. Как ни крути, это одна из лучших школ в Москве, и ее существование в нынешнем виде идет на пользу городу. Однако мнение школы о всей реформе укрупнения учитывать не нужно.