От редакции: Как ограничить продажу родины
Появившиеся сообщения о расширении категорий чиновников, которым может быть запрещен выезд за рубеж, - закономерное продолжение курса России на самоизоляцию. И хотя официально такие планы отрицаются, нет оснований считать, что давно запущенный процесс по каким-то причинам остановится.
Круг невыездных впервые заметно расширился в начале 2011 г. Тогда сотрудникам ФСБ внутренним приказом было разрешено выезжать за границу только в особых случаях и по специальному разрешению.
Следующим шагом стал курс на «национализацию элит», намеченный в первом после возвращения Владимира Путина на президентский пост послании Федеральному собранию в декабре 2012 г. Закон, запрещающий госслужащим иметь счета и активы за рубежом, вступил в силу уже в августе 2013 г. Чуть раньше расширить круг невыездных чиновников предлагал Рамзан Кадыров, впрочем, Кремль тогда от этих инициатив отмежевался.
Украинский кризис сообщил новое дыхание изоляционистским тенденциям. В апреле этого года, после включения ряда высокопоставленных чиновников в санкционные списки, МИД не рекомендовал гражданам России выезжать в страны, с которыми у США есть соглашение об экстрадиции. Но что для граждан - рекомендация, для сотрудников силовых ведомств - запрет. Практически одновременно выезд в эти страны «не рекомендовали» личному составу МВД, Минобороны, ФСИН, ФСКН, сотрудникам прокуратуры и судебным приставам, служащим Федеральной миграционной службы и МЧС, а в мае - сотрудникам ФСО.
Как сообщил во вторник РБК, в ближайшее время регламентирование выезда за рубеж чиновников и депутатов, имеющих допуск к секретным сведениям, может быть ужесточено федеральным законом.
Защита секретов с советского времени подробно регламентирована системой допуска и даже усилена в последние годы законодательно расширением понятия о гостайне. Новая публичная кампания важна как приучение к мысли о том, что закрытие страны - нормальный и оправданный шаг.
Но почему нужно останавливаться на расширении категории невыездных за счет разных категорий допуска? В логике осажденной крепости любой госслужащий на счету, он защитник стратегических интересов страны, даже если не владеет информацией, требующейся в повседневной работе. А отсюда уже недалеко до отождествления поездок рядовых граждан за рубеж с антироссийской деятельностью.
Треть опрошенных «Левада-центром» россиян поддерживают ограничения на выезд за рубеж для определенных категорий граждан. Хотя, по мнению 55%, ограничивать свободу передвижения нельзя, из причин, которые могут оправдать такие ограничения, наиболее популярна как раз защита гостайны (71% из сторонников введения ограничений).
Для новых ограничений практически готово и общественное мнение, и инфраструктура (вариант с рекомендациями опробован на силовиках). Вот только решит ли это проблему? Как заметил, комментируя инициативу, бывший генпрокурор Юрий Скуратов, «если человек хочет продать родину, то он это сделает успешно и внутри страны».