Юрий Люблин: Зачем нужны обязательные пенсионные накопления
Мораторий на перечисление в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) обязательных пенсионных накоплений продлен на 2015 г. Эти средства будут использованы для выплаты текущих распределительных пенсий. До этого чиновники говорили, что мораторий касается только 2014 г. Объясняли, что решение обусловлено необходимостью проверки фондов Центробанком для обеспечения большей прозрачности их деятельности и создания системы страхования пенсионных накоплений.
Сейчас формирование этой системы завершается, она начинает функционировать с 1 января. На долю прошедших проверку ЦБ и уже реорганизованных фондов приходится 78,9% пенсионных накоплений и 79,1% застрахованных лиц. Ожидается, что к концу года эти показатели достигнут 99% и 98% соответственно. Но в правительстве этим пренебрегли и поспешно, без необходимой экспертизы, решили продлить мораторий. Граждан, формирующих пенсионные накопления, поставили перед фактом: деньги изымаются из накопительной системы.
Готовность власти в любой момент пересмотреть собственные решения приведет к значительному снижению доверия граждан к пенсионной политике государства, отобьет у них желание делать пенсионные сбережения в долгосрочных финансовых институтах. Особенно это касается участников госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Они внесли на накопительную пенсию почти 30 млрд руб. собственных средств, рассчитывая на паритетный вклад государства. Он уже два года не производится.
Понимая, что дефицит распределительной системы будет ежегодно увеличиваться, правительство думает о полной отмене обязательных пенсионных накоплений. Это стратегическое нововведение требует тщательного анализа и серьезных аргументов. Используя в обоснование своих предложений тезис о неэффективности НПФ (в том числе из-за недостаточной инвестиционной доходности), критики накопительной системы прибегают к тенденциозным домыслам и некорректным сравнениям. Дискредитация накопительной системы особенно опасна, когда исходит от высокопоставленных чиновников.
Вывод, что накопительная система себя не оправдала, по крайней мере преждевременен. Пенсионные накопления имеют горизонт инвестирования на 20 и более лет. В 2005-2013 гг. НПФ, по официальной отчетности, получили доходность по пенсионным накоплениям в 1,2-1,4 раза выше инфляции, а за последние 5 лет - 53% при накопленной инфляции в 42,5%.
Некорректно возлагать ответственность за обеспечение надлежащей инвестиционной доходности только на НПФ. Негативное влияние на нее оказывают проблемы финансового рынка, неэффективное госрегулирование условий и порядка инвестирования накоплений. Профессиональное сообщество неоднократно предлагало правительству расширить список и изменить требования к активам, в которые разрешено инвестировать накопления, но подвижек нет. Решение проблемы с доходностью пенсионных накоплений не требует отмены их обязательности и не зависит от нее.
Институт обязательных пенсионных накоплений - инструмент сдерживания роста необеспеченных обязательств государства по распределительным пенсиям. А изъятие накоплений и использование их на выплаты нынешним пенсионерам - это наращивание гособязательств, для обеспечения которых в 2020-х гг. из-за неблагоприятной демографической ситуации потребуется увеличивать фискальную нагрузку, трансферты ПФР из федерального бюджета или и то и другое. Использование пенсионных накоплений для выплат нынешним пенсионерам за счет будущих не решает проблем дефицита распределительной системы. В 2004 г. для обеспечения сбалансированности бюджета ПФР накопления были отменены для части будущих пенсионеров, но это не улучшило состояния распределительной системы.
Демонтаж накопительных пенсий - это возврат к распределительно-уравнительной системе, назначение которой - борьба с бедностью среди пенсионеров, а не обеспечение достойного замещения заработка гражданам при выходе на пенсию. В условиях роста численности пенсионеров и сокращения числа работников распределительная пенсия неизбежно будет отставать от зарплаты, что еще более ухудшит ситуацию с пенсиями для пенсионеров с доходами выше среднего.
В правительстве утверждают, что перевод пенсионных накоплений в распределительную часть будет благом для тех, кто выбрал накопительные пенсии. Это не соответствует действительности. В распределительной системе при расчете пенсии учитывается не вся сумма страхового взноса, уплаченного за работника в ПФР, а на 25-30% меньше. Не делает граждан более защищенными и то, что вместо учета пенсионных прав в рублевом выражении эти работники получат по новой пенсионной формуле баллы (как они будут конвертированы в деньги при выходе на пенсию - неизвестно).
Изъятие пенсионных накоплений крайне негативно скажется и на экономике. Она лишается единственного внутреннего источника длинных денег. Изымая накопления, правительство пытается сократить трансферты в пенсионную систему. Но госрасходы при этом не оптимизируются, и государству придется искать альтернативных покупателей на рынке внутреннего госдолга. А банки не получат сотен миллиардов рублей, которые при размещении на депозиты от НПФ могли стать источником внутреннего кредитования.