От редакции: Уроки шотландского референдума
Идея независимости Шотландии не получила поддержки большинства ее жителей, они предпочли остаться подданными Великобритании. Однако сам референдум, его подготовка и проведение позволяют извлечь немало полезных уроков. В цивилизованной стране с работающими институтами демократии можно публично обсуждать и выносить на всенародное обсуждение все (или почти все) вопросы, даже если они кажутся очень серьезными и угрожают территориальной целостности великой страны с древней историей.
Открытая дискуссия по острым проблемам отделения части государства, обсуждение политических, экономических и социальных плюсов и минусов оказывается допустимой. В ходе ее экономические и прагматические соображения лишаются национально-освободительной окраски и остаются основанием для трезвого расчета, когда прагматические доводы способны перевесить популистскую риторику, основанную на исторических претензиях и призывах «хватит кормить метрополию». Это плодотворнее, чем угрозы уголовного преследования за призывы к обсуждению идей независимости или широкой автономии. С другой стороны, поход к урнам для голосования оказывается более эффективным способом заявить о своих правах, чем продолжительная уличная или вооруженная борьба баскских или североирландских активистов.
Вопрос может решаться по-разному: жители франкоязычной канадской провинции Квебек дважды, в 1980 и 1995 гг., проголосовали против отделения от Канады, Черногория вышла из состава Югославии после референдума в 2006 г. Опыт Черногории показал, что мирное отделение лучше, чем попытки удержать расшатавшуюся государственность силой оружия.
Важны также равные возможности сторон в агитации и строгое соблюдение процедуры подсчета голосов. Можно предположить, что если бы Лондон попытался вести агрессивную агитацию против отделения в стиле российских кампаний, то добился бы прямо противоположного результата. Высокая явка (86% избирателей) - еще один индикатор. Жители Шотландии понимали, что, заполняя бюллетени, пишут историю. Референдум подтвердил, что есть страны, где жители считают себя субъектами политики, способными влиять на ситуацию.
В России, где конкуренция идей и кандидатов выхолощена, население относится к выборам скептически. В регионах, где административный нажим невелик, доля участвующих в голосовании редко превышает 40%. Референдум по «шотландскому» вопросу у нас невозможен: его инициаторы немедленно подверглись бы уголовному преследованию. Последний общероссийский референдум проводился в 1993 г. После этого Москва допускала только тщательно контролируемые голосования об объединении и укрупнении регионов в 2003-2007 гг.