От редакции: Сочи как символ инвестиционной политики
Большой Сочи - отличная иллюстрация к теме эффективности бюджетных расходов в условиях богатой сырьевой ренты и государственно-частного партнерства при «капитализме для своих».
Идешь по Олимпийскому парку (в феврале там проходили соревнования по пяти видам спорта, церемонии открытия и закрытия Игр, а 19-20 сентября - сочинский инвестфорум) - и видишь материализованные в металле и камне расходы федерального бюджета. Бесконечные стены, преграды, заборы (даже с колючей проволокой - напротив несчастного грузового порта в Имеретинской низменности), какие-то ангары, бараки, пустыри. Даже пляж напротив Олимпийской деревни пришлось испортить гигантскими камнями, чтобы очередной шторм не смыл коттеджи, как грузовой порт. Лучшей агитации за снижение госрасходов невозможно вообразить.
Обычно южные приморские города разных стран очень милы. В Адлере же удалось построить бетонированную Зону, говорили участники форума. Только очень дорогую, грандиозную и помпезную. «Мы сделали все, что могли, - сообщил недавно сочинскому городскому начальству управляющий одного из самых дорогих и безвкусных отелей в Олимпийском парке, - теперь обеспечьте нам туристов». Форум в этом плане очень полезен (на время его проведения цена номера, стоившего 6000 руб., взлетает до 25 000 руб.), но радикально проблемы не решает.
Государство - инвестор-неудачник. Но участники форума разделились на две неравные категории. Первые причастны к освоению бюджетных инвестиций и всячески ратуют за их увеличение. Вторые, как экс-министр финансов Алексей Кудрин, говорят о госуправлении как самом слабом звене в экономике страны, блокирующем ее развитие.
Федеральный бюджет принимает военный характер. «Бездефицитный бюджет, где расходы на экономику, образование, здравоохранение и культуру в 3 раза меньше расходов на оборону, безопасность и трансферт ПФР, - это абсолютный дисбаланс, и положение все больше ухудшается», - отмечает министр экономразвития Алексей Улюкаев. Позже он попросил социального вице-премьера Ольгу Голодец «оставить в покое нашу пенсионную систему». Но она, будто не услышав, возмутилась высокими зарплатами в финансовом секторе и заявила, что в пенсионной системе все хорошо: теперь есть возможность «платить пенсии не $300 в месяц, а гораздо больше».
Слова чиновников все более расходятся с делом. Первый вице-премьер Аркадий Дворкович пафосно говорит, что нужно сделать акцент на создании условий для предпринимателя, имея в виду презумпцию его добросовестности, а не на государственных механизмах ускорения экономического роста. Но ключевым ведомством, определяющим условия ведения бизнеса в стране, постепенно становится Следственный комитет, добавляют другие выступающие. На этом диалог и заканчивается.