Юрий Горлин: Страсти по накопительной пенсии
Приведенные значения доходности пенсионных накоплений под управлением НПФ не учитывают потенциальные риски. Еще как минимум 10 лет НПФ будут находиться исключительно в комфортных условиях. Накопления поступают к ним на длительные сроки, а обязательства по доходности НПФ не несут. Выплаты накопительных пенсий в этот период почти не производятся. Учитывая истории многочисленных банкротств российских банков и страховых компаний, момент истины для НПФ может настать в период масштабных выплат (после 2025-2030 гг.). Платить по обязательствам неплатежеспособных НПФ в конечном счете придется государству. Вероятно, в целях снижения финансовых и имиджевых рисков ряд крупнейших российских компаний расстались со своими НПФ («Лукойл», «Норильский никель», «Северсталь», «Ростелеком» и др.).
Решение правительства направить в 2015 г. все страховые взносы на финансирование страховой пенсии и намерение перевести в добровольный формат накопительную вновь привлекло к последней внимание. Рассмотрим аргументы за и против.
Тезис 1. В условиях ухудшения демографии накопительная пенсия позволяет обеспечить приемлемый уровень пенсий.
При создании в 2002 г. накопительных пенсий предполагалось, что они будут иметь доходность выше инфляции и компенсируют возрастающую нагрузку на распределительную систему. В полном формате накопительная система действует с 2004 г., когда в нее вступили НПФ. Этот период (2005-2013 гг.) вполне достаточен, чтобы оценить ее эффективность. Каковы же результаты?
Среднегодовая чистая доходность пенсионных накоплений по всем НПФ (после вычета вознаграждения управляющих и расходов на ведение дела НПФ) составила 4,9%, у ВЭБа - 6,9%. Этот расчет учитывает отрицательный результат 2008 г. Формально НПФ не могут показывать убытки, но они не в состоянии и компенсировать их за счет собственных средств, поэтому автор предположил, что убыток кризисного года будет разнесен по пенсионным счетам. Инфляция в это время составила в среднем 9,1% в год.
За этот же период среднегодовая индексация страховой части трудовой пенсии, проведенная в соответствии с инфляцией и ростом страховых сборов, составила 13,9%. Какую доходность могли обеспечить финансовые инструменты? Среднегодовой прирост индекса РТС в рублевом выражении составил 6,7%, а ставка по долгосрочным гособлигациям - 7,6%, по депозитам Сбербанка на срок более года - 9%.
За прошедший период накопительная пенсия не оправдала надежд. Не обеспечена даже сохранность накоплений в реальном выражении. Участие граждан в накопительной системе снижает размер распределительных пенсий. Накопительная пенсия эти потери не компенсирует. Сумма накопительной и страховой части пенсии, сформированной с учетом взносов, у граждан 1967 г. р. будет на 6,9% меньше, чем у граждан 1966 г. р., формировавших пенсию только в распределительной системе.
Вместе с тем российская распределительная пенсионная система имеет существенный потенциал оптимизации. Его источники:
1. пенсионный возраст в России (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) на 3-7 лет ниже, чем в большинстве стран. Вопрос в том, когда политики решатся на необходимое повышение пенсионного возраста. Полагаю, негативная реакция общества на этот шаг сильно преувеличивается, а повторение мантры «мы не будем повышать пенсионный возраст» лишь увеличивает риски;
2. большая доля пенсионеров (9,4%) выходит на пенсию ранее общеустановленного возраста;
3. высокая доля теневой занятости и серой зарплаты. По различным оценкам, 20-40% заработной платы выплачивается без уплаты налогов и страховых взносов, что снижает доходную базу пенсионной системы.
Оптимизация распределительной системы может обеспечить к 2030 г. увеличение пенсий в 1,8 раза, а к 2050 г. - в 3,2 раза в реальном выражении к уровню 2013 г. Задача в том, чтобы начать движение в этом направлении как можно раньше.
Отчасти это сделали изменения в пенсионное законодательство, принятые в 2013 г. в связи с новой пенсионной формулой. Поэтапно повышаются требования к страховому стажу (с 5 до 15 лет), усилены стимулы к более позднему выходу на пенсию, вместо условно-накопительного механизма пенсии будут рассчитываться на основе системы коэффициентов.
Тезис 2. Накопительная пенсия должна быть обязательной.
Распределительный и накопительный компоненты - необходимые и взаимно дополняющие части пенсионной системы. Копья ломаются по поводу того, должны ли накопления быть обязательными. В развитых странах они, как правило, добровольны. В России обеспечивать значительные объемы добровольных взносов довольно затруднительно, особенно если уплачивать их будут сами работники. Поэтому апологеты накопительной системы настаивают, чтобы она финансировалась в обязательном порядке.
Сторонники обязательной накопительной пенсии, как правило, причисляют себя к носителям либеральных взглядов, но в данной ситуации считают возможным «железной рукой загнать народ к счастью». Ведь когда создавалась действующая модель накопительной пенсии, ее творцы не спросили людей, согласны ли они принять риски накопительной пенсии и уменьшить распределительную.
Сомневаюсь, что сторонники накопительной пенсии готовы в течение 40 лет отдавать 6% своей зарплаты банку, пусть даже самому надежному, под неопределенный процент и без возможности досрочного изъятия. А ведь именно это происходит в рамках действующей системы. Ее основные бенефициары - финансовые институты. Получать миллиарды рублей не в рыночной борьбе за клиента, как это делают банки и страховые компании, а в силу закона весьма комфортно.
Тезис 3. Пенсионные накопления формируют долгосрочный инвестиционный ресурс.
Лишь немногим более трети пенсионных накоплений размещено в корпоративные облигации и всего 2% - в акции. Но даже эти средства не инвестируются на длительный срок. Тезис о важности пенсионных накоплений как инвестиционного ресурса не учитывает, что их «конечным» источником являются не деньги, привлеченные с рынка, а федеральный бюджет, за счет которого компенсируются выпадающие доходы ПФР из-за отчислений на пенсионные накопления.
Необходимое условие возникновения длинных инвестиций - не наличие накопительной пенсионной системы, а работающие государственные институты, стабильное законодательство, нормальная правоприменительная практика и т. д. Для эффективных проектов инвестиции всегда найдутся.
Следует учитывать практику использования средств НПФ как источника дешевых инвестиций в проекты, реализуемые аффилированными с ними компаниями. Привлекательность НПФ как объекта инвестирования отчасти связана с возможностью использования их средств на нерыночных условиях. Но это создает риски снижения доходности и возвратности пенсионных средств.
Утверждается, что отмена обязательных накоплений вызовет рост стоимости и снижение ликвидности госдолга. На деле же это устранит необходимость компенсации выпадающих доходов ПФР за счет трансферта федерального бюджета. Это снизит потребность в размещении гособлигаций, что будет способствовать снижению цены обслуживания госдолга.
Некоторые идеи овладевают умами, кажутся очень привлекательными и завоевывают много сторонников. Например, идея построения коммунизма. Жаль только, что попытки ее реализации приводят к результатам, противоположным ожидаемым первоначально. Идея обязательной накопительной пенсии в начале своей реализации казалась большинству специалистов заманчивой и перспективной. Накопленный опыт показывает, что это решение было недостаточно продуманным. В сложившейся ситуации надо принять меры, направленные на предотвращение возможных рисков. Лучше исправить назревшие проблемы, а не упорствовать и не усугублять ситуацию.
Необходимо принять стратегическое решение о судьбе накопительной пенсии и ее формате. Этот институт следует развивать и совершенствовать в формате добровольных отчислений работника и работодателя с максимальным использованием налогового стимулирования. Очень важно при этом обеспечить сохранность ранее сформированных пенсионных накоплений. Решение же ключевого вопроса российской пенсионной системы - обеспечение роста пенсий - нужно осуществлять за счет оптимизации существующей системы.