Александр Кынев, Аркадий Любарев, Андрей Максимов: Агитация без конкуренции

Александр Кынев Аркадий Любарев Андрей Максимов

Второй год подряд региональные и местные выборы пройдут во второе воскресенье сентября. В результате основная фаза избирательной кампании совпала с сезоном летних отпусков. Это касается и агитации в СМИ, которая формально начинается за 28 дней до дня голосования. Это стимулировало партии и потенциальных кандидатов как можно раньше начать избирательную кампанию (до формального назначения выборов). Особенно это важно там, где выборы наиболее конкурентны, и для малоизвестных кандидатов-новичков, которым сложно увеличить известность при отсутствии значительной части избирателей на месте во время формальной агиткампании.

Для части кандидатов (особенно оппозиционных) вынужденный ранний старт кампании создавал проблемы. Преждевременная демонстрация серьезности намерений существенно увеличивала их риск недопуска на выборы. Слишком жесткие правила регистрации кандидатов позволяют региональной и местной власти отстранить от выборов практически любого нежелательного конкурента. Именно так произошло с большинством кандидатов неформального оппозиционного блока «За Москву!» на выборах в Мосгордуму.

Для кандидатов, поддерживаемых администрацией, регистрация проблемы не составляла. Так, раскрутка будущих кандидатов от власти до начала избирательной кампании - обычная технология московской власти. Она применялась на всех выборах в Мосгордуму начиная с 1997 г., но в этом году - особенно широко. Уже в начале года в окружных, межрайонных и районных газетах, финансируемых из городского бюджета и бесплатно распространяемых по почтовым ящикам, стали появляться материалы о депутатах, работниках образования и медицины и т. п. - многие из них, несмотря на формальные «праймериз», потом стали кандидатами в депутаты.

Сверхактивная агитация в апреле - мае (до назначения выборов) сочеталась с резким снижением уровня активности в июле и даже в августе, по завершении регистрации. Во многих регионах (особенно где проходят выборы губернатора) активная агитационная кампания вообще фактически завершилась с регистрацией кандидатов. Исход предстоящих выборов (базовый кандидат против «технических») стал во многом предрешен. Некоторое оживление агитации началось только в конце августа - там, где сохранилась предвыборная интрига или ради повышения явки избирателей на выборы.

Активная агитация на подготовительной и начальной стадиях избирательной кампании и ее последующий резкий спад в сочетании со снижением уровня политической конкуренции демотивируют избирателей. У них возникает ощущение, что решение уже принято без них. Это дополнительно способствует снижению явки (основную часть голосующих составляют в этом случае административно зависимые и конформистски настроенные группы избирателей, мобилизуемые иными способами). Риск чрезмерного снижения явки бьет по авторитету властей регионов, поэтому возможны административные перегибы с целью принудительного обеспечения явки, прямые фальсификации и другие махинации.

Во многих кампаниях, особенно губернаторских, у действующих руководителей нет явных оппонентов. Это лишает прямую агитацию за участие в выборах реальной мотивации и усиливает и без того доминирующий сценарий преимущественного использования властью косвенной агитации. Она проводится под видом освещения профессиональной деятельности кандидата, связанных с ним и доминирующей партией инициатив и проектов. Реклама достижений администрации призвана повысить уровень социального оптимизма, создать ощущение позитивных изменений и решения проблем, повысить лояльность ключевых целевых групп избирателей.

Важным элементом избирательных кампаний стали встречи и. о. глав регионов с президентом. В летние месяцы они проходили почти в ежедневном режиме. С апреля по август Владимир Путин встретился с и. о. губернаторов 27 из 30 регионов, где пройдут выборы глав регионов. С 23 июля по 28 августа президент принял 13 губернаторов. В региональных СМИ эти встречи трактуются как поддержка президентом конкретных губернаторов: им пытаются передать часть рейтинга главы государства. Во многих таких регионах массовой косвенной агитацией дело и ограничивается.

Наиболее активно идет агитация на выборах депутатов заксобраний, избираемых по смешанной системе, и на муниципальных выборах. Регионы сильно дифференцированы в зависимости от реальной конкурентности выборов. Почти все время кампании минимальной агитационная активность (кроме косвенной) была в Санкт-Петербурге, Волгоградской, Ивановской, Новосибирской областях, а максимальной - в Республике Алтай, Бурятии, Хабаровском крае, Курганской, Мурманской областях, также можно отметить Иркутскую, Брянскую и Псковскую области, Якутию.

Доминирование косвенной агитации не исключает использования «маскировочных технологий» - различных непартийных агитационных брендов и инициатив, отвлекающих внимание от образа конкретных партий и связанного с ними негатива (в первую очередь «партии власти» - там, где она недостаточно популярна). Показательно, что кандидаты самых разных партий (за исключением, пожалуй, КПРФ) во многих случаях не педалируют свою партийную принадлежность, зачастую или не размещая на своих агитматериалах партийную символику выдвинувшей их партии или делая ее максимально незаметной.

Наиболее часто избегают указывать свою партийную принадлежность действующие главы региональных администраций на губернаторских выборах. На выборах представительных органов власти тоже массово отмечается умалчивание партийной принадлежности кандидатов.

К традиционным маскировочным технологиям относится и имитация лояльными власти партиями и кандидатами протестной риторики и риторики перемен; инициирование скандальных тем, отвлекающих внимание от неудобных власти тем и вопросов. Тема обновления от имени власти наиболее естественно и органично смотрится в регионах, где перед выборами произошла замена губернаторов.

Например, в деятельности нового главы Удмуртии Александра Соловьева внимание общественности привлекли общение с протестующими в первые месяцы деятельности, отставка премьера и смена ключевых фигур аппарата, резкая критика намерения депутатов ижевской гордумы присвоить себе звание «Почетный гражданин г. Ижевск», проведение конкурса на должности министров через интернет, в котором мог принять любой желающий (так называемое «открытое правительство»). Новый глава Волгоградской области Андрей Бочаров первостепенным направлением выбрал борьбу с коррупцией, сокращение госдолга региона, создание благоприятной инвестиционной среды, подготовку к ЧМ по футболу 2018 г. Бочаров также стремится повысить свой рейтинг за счет решения проблем ряда крупнейших промышленных предприятий региона. Продолжается массовый переезд органов власти в муниципальные помещения. Ставка на эффект позитивных ожиданий на фоне разочарования многих от ротации представителей традиционных элит в региональной администрации явно сделана в Ставропольском крае (врио губернатора Владимир Владимиров).

По сравнению с 2013 г. существенно сократилось применение спойлерских технологий (участие в выборах кандидатов-однофамильцев и партий с названиями, схожими до степени смешения с названиями наиболее известных партий).

Снижение уровня политической конкуренции и недопуск на выборы ряда популярных кандидатов, способных к креативным избирательным кампаниям, привел и к менее активному, чем в 2013 г., применению новых информационных технологий и ярких инициатив. Вместо этого многие ходы и даже визуальные образы кампании-2013 («кубы Навального») просто копируются.

В то же время отсутствие в ходе кампании реальной дискуссии о проблемах регионов и о планах их развития, критического анализа предложений администрации ведет не только к отсутствию интереса к кампании у граждан, но и к долгосрочным негативным последствиям - неизбежному в подобных условиях снижению качества управления.-

Авторы - эксперты Комитета гражданских инициатив