От редакции: В режиме необъявленной войны не заложен механизм ее прекращения
Теперь мы очевидно наблюдаем военное противостояние между регулярными войсками России и Украины. Этому есть конкретное название», - написал в своем твиттере глава МИД Швеции в ночь со среды на четверг. Это название - «война», или, на языке международного права, «агрессия». Отсутствие формального объявления войны - не просто отказ назвать вещи своими именами, это отказ играть по правилам военного времени.
Пока война была чем-то само собой разумеющимся и вполне вписывающимся в международное право. Право войны, jus ad bellum, было частью прав государственного суверенитета. Согласно III Гаагской конвенции 1907 г. военным действиям между враждебными сторонами должно предшествовать предупреждение (ультиматум) в форме «мотивированного объявления войны», а о начале войны должны быть немедленно уведомлены нейтральные государства.
В XX в., после принятия пакта Бриана - Келлога, признания Нюрнбергским трибуналом агрессии международным преступлением и создания ООН, война перестала быть легитимным средством разрешения внешнеполитических споров. Роль объявления войны стала играть резолюция Совета Безопасности ООН, в этом случае началу боевых действий предшествует выдвижение условий (так, «Буря в пустыне» началась после невыполнения условий резолюции 678 и оговоренной паузы в полтора месяца). Военные действия могут санкционироваться и без участия ООН, и тогда санкции дает парламент, как было в случае войны в Ираке в 2002 г. (резолюция конгресса США) или Грузии в 2008 г. (решение грузинского парламента о введении военного положения).
Объявление войны как опция международного права напоминает о том, что война - не беззаконие, не отмена всех и всяческих ограничений, а переход в иной правовой режим.
Этот правовой режим в чем-то даже более строгий. В ситуации объявленной войны у международного сообщества есть ясность относительно того, кто и по каким причинам начал военные действия, а на участников военных действий, пленных журналистов и гражданское население начинают распространяться нормы международного гуманитарного права (женевские конвенции и др.).
Режим необъявленной войны позволяет воюющей стороне уходить от ответственности за военные преступления перед международным сообществом (пока итоги такой войны не будут подвергнуты изучению и правовой оценке международным сообществом) и оставляет без защиты участников боевых действий. Постановление Совета Федерации, разрешающее введение войск на территорию Украины, было аналогично введению военного положения, но оно отозвано президентом Путиным. Сообщения об участии в боях на юге Украины частей регулярной армии звучат в условиях, когда санкции на ее использование на чужой территории не существует.
Получение Россией такой санкции или признание ее агрессии могло бы изменить политический расклад сил вокруг конфликта на Украине. Наличие двух воюющих сторон вынудило бы Украину ввести военное положение (Киев этого не делает, боясь лишиться финансовойподдержки Запада) и облегчило бы ООН введение миротворческих сил. Отсутствие желания определить статус происходящего с обеих сторон осложняет и без того запутанную ситуацию и мешает поиску выходов.