Шамиль Еникеев: России надо развивать малые нефтяные компании
Новый виток западных санкций, грозящий подорвать основы российской нефтегазовой стабильности, ставит в кремлевскую повестку дня вопрос о поиске новых путей развития нефтяного сектора страны.
Импортозамещение может привести к позитивным сдвигам в вопросе локализации производимого для нужд ТЭКа оборудования. Однако пока рано говорить о том, что в России назревает революция в сфере нефтегазовых технологий. Уровень возможного отечественного технологического прорыва во многом зависит от факторов, ставших уже притчей во языцех, - способности властей возродить промышленный и научный потенциал страны, снизить высокий уровень коррупции и создать благоприятные условия для ведения бизнеса. Без реальных прорывных решений в этих областях очередные программы господдержки «технологической революции» могут дать лишь минимальные результаты. Поэтому Кремль, скорее всего, сделает ставку на госкомпании «Газпром» и «Роснефть» как площадки для разработки новых технологий для нефтегазового сектора, с привлечением финансирования со стороны, например, китайских банков и инвесторов.
Сегодня окружению Владимира Путина предстоит решить две ключевые задачи в этой области. Первая заключается в создании механизмов замещения западных технологий и импортируемого оборудования отечественными разработками и продукцией. Вторая - в задействовании внутренних и внешних финансовых источников, незатронутого потенциала отрасли для сохранения приемлемого уровня добычи.
Из-за истощения ресурсной базы, унаследованной от СССР, в последние несколько лет Россия пыталась решить проблему разработки новых месторождений и доступа к новым рынкам сбыта за счет создания альянсов «Роснефти» и «Газпрома» с ведущими международными нефтегазовыми компаниями, предоставления налоговых льгот и получения госкомпаниями внешних займов в обмен на поставки углеводородов на китайский рынок.
В результате развитие большинства новых регионов добычи и запуск сложных высокотехнологичных проектов в отечественном ТЭКе стало почти полностью зависеть от зарубежных нефтегазовых и сервисных компаний, в том числе американской ExxonMobil, предложивших российским партнерам не только инвестиции, но и свой уникальный опыт и технологии.
Хотя недавние санкции не затронули ряд проектов с западным участием, ведущим международным нефтегазовым компаниям в ближайший год предстоит определиться, стоит ли рассматривать российское направление серьезно. При нынешнем режиме санкций западные компании могут продержаться в России от силы лет пять. Но сложным арктическим проектам нужен горизонт стабильности не в пять, а в 25 лет. Нынешнее противостояние Запада и России практически повторяет сценарий западного эмбарго на передачу технологий СССР, последовавшего за введением советских войск в Афганистан в 1979 г. Тогда сотрудничество между Советским Союзом и зарубежными нефтяниками было заморожено, едва начавшись. 35 лет спустя перед Кремлем опять стоит задача развития нефтяной отрасли за счет внутренних ресурсов.
На фоне санкций российское руководство уже начало делать первые более или менее серьезные шаги по поддержанию отечественных производителей. Одним из них стал план снижения зависимости ТЭКа от импорта оборудования (см. «Ведомости» от 22.07.2014).
Однако очевидно, что даже в случае технологической революции российские госкомпании вряд ли смогут в краткосрочной перспективе осилить разработку Арктики без участия ведущих зарубежных нефтегазовых компаний. Сложность проектов на континентальном шельфе и сопутствующие риски потребуют участия опытных западных партнеров. На руку России играет то, что многие англо-американские и европейские нефтегазовые компании заинтересованы в новых нишах за границами своих традиционных регионов добычи. Несмотря на это, России надо быть готовой к тому, что западные нефтяники в любой момент могут заморозить участие в российских проектах.
При таком развитии событий, конечно, можно привлечь в качестве партнеров китайские и другие зарубежные госкомпании. Но у большинства из них практически нет достаточного опыта для активного участия в сложных российских проектах. В результате временные рамки освоения новых месторождений могут быть значительно сдвинуты: освоение новых проектов своими силами и создание совместных технологических площадок с зарубежными (включая китайские) госкомпаниями потребуют от «Газпрома» и «Роснефти» больше времени.
При складывающемся негативном сценарии Кремлю целесообразно cделать ставку на создание условий для развития независимых средних и малых нефтяных компаний, как это было сделано в США и Колумбии. В этих странах независимые малыши сегодня добывают более 40% годовых объемов нефти. В России их доля составляет всего порядка 3%. Усиление роли независимых средних и малых нефтяных компаний в российских условиях невозможно без создания новой институциональной среды на региональном уровне. Для этого необходима передача федеральным центром в регионы ряда полномочий в сфере недропользования, создание региональных рынков кредитования и сервисных услуг для средних и малых предприятий, запуск новой модели привлечения инвестиций и гарантии обеспечения доступа малышей к инфраструктуре и активам, лежащим мертвым грузом на балансе крупных нефтяных компаний (включая простаивающие и законсервированные скважины и мелкие месторождения).
Способна ли Россия на такие шаги, учитывая сегодняшний уровень коррупции? Можно сослаться на опыт Нигерии, с которой Россию часто любят сравнивать некоторые западные и российские эксперты. Несмотря на коррупцию государственного аппарата и силовых структур, политическое руководство этого крупнейшего производителя нефти в Африке успешно создает институциональную среду для развития независимого среднего и малого нефтяного сектора.
В России пока самым активным игроком в данном секторе является Независимая нефтегазовая компания (ННК), возглавляемая давним соратником Игоря Сечина Эдуардом Худайнатовым и фактически являющаяся компанией-сателлитом «Роснефти». Сегодняшнее развитие ННК базируется на модели, опробованной Михаилом Гуцериевым еще в 2000-е гг. при создании «Русснефти» за счет поглощения нескольких малых нефтяных компаний.
Возможно, стратегия Гуцериева - Худайнатова может дать определенный толчок развитию независимого малого нефтяного сектора за счет консолидации небольших активов под более крупной корпоративной крышей. Однако мировой опыт показывает, что средние и малые нефтяные компании бурно развиваются там, где создаются реальные условия для их роста и где крупные компании охотно передают на баланс малышей ненужные активы, простаивающие скважины и месторождения, предоставляют доступ к своей инфраструктуре.
Вопрос в том, есть ли сегодня у Кремля стратегическое видение того, как нужно реформировать нефтяной сектор страны в быстро меняющейся внешнеполитической ситуации, и есть ли у него желание принять кардинальные решения по развитию независимого сектора средних и малых нефтяных компаний. Даже если в ближайшее время западные санкции в отношении России будут отменены, усиление роли малышей в отечественной нефтедобыче может стать дополнительной подушкой безопасности для страны.