Дэниел Ергин: Нефть - главный стратегический ресурс и основная глобальная проблема
Первая мировая война поставила нефть и бензин в центр военных действий и мировой политики на следующую сотню лет. Корни многих сегодняшних жестоких схваток, от Украины и России до Ближнего Востока, кроются в той войне и ее последствиях. 100 лет назад нефть превратилась в стратегическое сырье.
В первые полвека после открытия месторождения нефти в Пенсильвании в 1859 г. нефтегазовая индустрия была осветительным бизнесом. Керосин заливали в фонари. Джон Рокфеллер стал богатейшим человеком мира именно как продавец света. Когда в августе 1914 г. разразилась война, европейские державы мало думали о нефти. Их мысли занимали лошади. Одна лошадь приходилась на трех солдат, это сильно затрудняло логистику: корма на одно животное требовалось в 10 раз больше, чем на человека. Для быстрой переброски солдат использовалась железная дорога, но это негибкий транспорт - поезд не поедет без рельсов. Куда большие возможности открывали двигатели внутреннего сгорания.
Их ценность обнаружилась в первые месяцы войны, когда немецкая армия быстро оказалась у ворот Парижа. Французское правительство приступило к эвакуации столицы и было готово запросить пощады. Военный губернатор Парижа генерал Жозеф Симон Гальени не согласился с таким раскладом. Но железные дороги были разрушены, что мешало перебросить подкрепление. Блестяще сымпровизировав, Гальени мобилизовал все такси города на перевозку войск к линии фронта, и немецкое наступление захлебнулось. Война стала механизироваться.
Победа союзников оказалась триумфом автомобиля над немецким паровозом. Самый драматичный эпизод этой «нефтяной» войны - нападения немецких подлодок на танкеры, перевозившие нефть в Европу из США. Британское адмиралтейство даже задумалось о переводе флота обратно на уголь. «Немцы на пути к победе, - предупреждал американский посол в Лондоне. - Германия потопила столько танкеров, что англичане в опасном положении». Введя охраняемые конвои, союзники сохранили поставки.
Очень быстро война из планирования кавалерийских атак превратилась в заботу о непрерывных поставках нефти. После подписания мира лорд Керзон сказал: «Союзники приплыли к победе на волнах нефти». Нефть стала единственным стратегическим ресурсом. Она остается им и поныне, как и источником наших проблем.
WSJ, 14.08.2014, Антон Осипов