Анфиса Воронина: Как отрегулировать выездной туризм
Число пострадавших от приостановки деятельности туроператора «Лабиринт» может достигнуть, по подсчетам Российского союза туриндустрии (РСТ), 65 000: около 25 000 человек находились за границей и еще около 40 000, по предварительным данным, купили у этого оператора путевки. Точной цифры, похоже, не знают ни Ростуризм, ни РСТ, ни ассоциация «Турпомощь» (ответственна за возвращение находящихся за границей туристов домой). Но очевидно, что это крупнейшее по числу затронутых туристов ЧП на отечественном туристическом рынке.
Закон предполагает, что операторы, отправляющие людей отдыхать за границу, должны получать финансовые гарантии страховых компаний. У туроператоров с выручкой более 250 млн руб. гарантия должна составлять не менее 12% от выручки. Но уже сама выручка туроператоров - загадка. Большинство из них работает через несколько юрлиц (часто это ООО, связанные между собой на уровне владельцев), ответственность каждого из которых застрахована в разных компаниях. Из всех более чем 1700 операторов финансовые результаты по МСФО доступны разве что для «Интуриста» (входящего в СП с Thomas Cook) и российских «дочек» TUI - да и то внутри отчетности «мам». Выходит, размер гарантии с высокой долей вероятности - вопрос везения (в случае с «Лабиринтом», по расчетам РСТ, если за возмещением обратятся все 65 000 человек, они получат по 2000 руб. за тур). Список фингарантий, которые получили операторы, доступен на сайте Ростуризма. Но попробуйте без доступа к данным СПАРК и налоговой соотнести ООО «Ромашка» с тем оператором, который должен организовать ваш отдых.
Допустим, вам не повезло, и ООО «Ромашка» решило приостановить деятельность как раз в середине вашего отпуска, не расплатившись ни с отелем, ни с перевозчиком. Вашим возвращением домой должна заняться «Турпомощь», деньги которой перечисляют сами же операторы. Но и эти перечисления привязаны к выручке, а значит, снова неточны. Не говоря уже о том, что приостановка работы пары операторов масштаба «Лабиринта» выберет весь фонд «Турпомощи». Предполагается, что «Турпомощь» получит деньги от того же страховщика по той же фингарантии. Снова вопрос: у кого в получении выплаты приоритет - у туристов или отраслевого объединения? И хватит ли фингарантии на всех?
И это только самые очевидные вопросы ко всей системе выездного туризма. К приостановившим работу операторам вопросов еще больше, но о них - в другой раз.
Тут бы, казалось, и перейти туристу на самостоятельную организацию своего отдыха. Но даже если он в силах объясниться с таксистом в аэропорту или на ресепшене в отеле, еще придется поискать удобные варианты перелета (далеко не из всех крупных городов они доступны), не говоря уже о самостоятельном оформлении виз на все семейство в городах, где нет ни консульств, ни визовых центров.
И как бы министр культуры Владимир Мединский (а ему подчиняется Ростуризм) ни настаивал, что в нынешней ситуации «виновато не государство, а жадные туроператоры и жадные туристы» и что государство «формально никакой ответственности за бизнес-отношения между туристом и туркомпанией» не несет, заняться если не регулированием рынка, то хотя бы определением легальных правил игры на нем чиновникам все равно придется.