От редакции: Сто лет назад началась Первая мировая война
Сто лет назад, 28 июля 1914 г., австро-венгерская артиллерия обстреляла столицу Сербии Белград, началась Первая мировая война. В который раз есть повод задуматься о том, способны ли политики подчинить эмоции рассудку и предотвратить непоправимое. Пристальное изучение уроков истории, способность отрефлексировать катастрофические события прошлого не дают стопроцентной гарантии от их повторения, но заставляют руководителей важнейших мировых держав действовать сдержаннее.
Летом 1914 г. монархи и президенты поддались шовинистическим настроениям и соблазнились геополитическими миражами. Спустя сто лет мир стал иным не только с точки зрения границ и новой конфигурации влияния. Научные и отчасти политические элиты цивилизованных стран осознали: обладание новыми технологиями, не сопровождающееся должным уровнем осмысления и ответственности, несет угрозу миллионам людей. Сейчас руководители крупнейших мировых держав понимают, что применение силы угрожает самоубийственной ядерной войной.
Миллионы погибших и колоссальный экономический ущерб заставили элиты многих государств пристальнее изучать уроки прошлого и предостережения историков. Карибский кризис не перерос в третью (и, вероятно, последнюю) мировую войну в октябре 1962 г. во много благодаря тому, что лидеры СССР и США проявили мудрость. Известно, что Джон Кеннеди хотя бы отчасти ориентировался на опыт предшествующей мировой истории (см. историю с книгой Барбары Такман «Августовские пушки» в статье Ивана Крастева «Как история направляет политику» в номере от 25 июня 2014 г.). Над сиюминутной логикой конфликта сумел подняться и Никита Хрущев. Хорошо, когда труды историков не просто украшают начальственные кабинеты, но и служат передаче опыта поколений.
За сто лет изменилось и политическое устройство многих стран. Во многих из них политическое долголетие правительства и политиков зависит от мнения избирателей. Впрочем, войны как инструмент политики не ушли в прошлое. Они нередко продолжаются, как в 1917-1918 гг., под флагом их окончательного предотвращения. Вовлечение масс в политику принесло дополнительные риски: лозунги помощи братьям по крови и вере, реванша, а также принуждения к миру силой оружия - удобный способ переключения внимания обывателей с внутриполитических проблем на внешнего врага. В этой ситуации знания и стратегическое мышление иногда уступают место эмоциям и сиюминутным целям.