Виталий Петлевой, Дмитрий Симаков: Почему «Северсталь» ушла из Америки
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)
Круг замкнулся. 10 лет назад ведомая Алексеем Мордашовым «Северсталь» купила первый актив в США. На этой неделе компания объявила о продаже двух последних оставшихся у нее в этой стране заводов. Сделка должна состояться до конца года. Путешествие Мордашова и «Северстали» в американскую металлургию можно сравнить со странствиями Евгения Ильфа и Ильи Петрова в этой стране в 1934 г., описанном в «Одноэтажной Америке».
Как и герои рассказа, Мордашов знакомился с американскими предпринимателями и промышленниками, работал с заводами Ford Motor Company и даже встречался с президентом США (Джорджем Бушем-младшим в составе делегации под руководством Виктора Христенко в 2005 г.). Правда, до западного побережья Мордашов в своем бизнес-путешествии так и не добрался (все активы «Северстали» были сосредоточены в восточной части США).
Если Ильф и Петров тратились только на автомобиль, еду и место для ночлега, то «Северсталь» должна была зарабатывать. Но вышла ли компания по итогам путешествия в плюс, не ясно. Представитель «Северстали» этого не говорит. Он лишь отмечает, что за все время присутствия на рынке компания потратила на скупку и модернизацию активов в США $2,8 млрд. За последние два завода - Dearborn и Columbus - «Северсталь» получит $2,3 млрд. Чуть раньше компания объявила о продаже угольной компании PBS Coals за $140 млн. Но платили ли американские заводы дивиденды, неизвестно, компания эту информацию не раскрывает.
Бегство с американского рынка - новый тренд российских металлургов. Evraz думает над судьбой части своих активов в Америке, расстаться с угольным предприятием Bluestone намерен и «Мечел», чтобы хотя бы частично погасить огромный долг ($8,3 млрд). Снизить долг за счет средств от сделки обещала и «Северсталь». Довольны будут и акционеры. После продажи американских активов «Северсталь» может выплатить спецдивиденды до $1,4 млрд, допускает международное рейтинговое агентство Moody's.
Прошедшие 10 лет показали: ставка на глобализацию себя не оправдала. Купить легко - сложно добиться приемлемой по отечественным меркам рентабельности. Именно с этим были проблемы у большинства российских металлургических компаний, приобретавших активы за рубежом. Поэтому фактически «Северсталь» вновь превращается в сугубо российскую компанию, ту, которой она и была до похода в США, а потом и в Европу. Оставшиеся в портфеле компании проекты по добыче руды в Африке и Бразилии не в счет. Ведь их еще надо реализовать фактически с нуля.
Да и оценка бизнеса "Северстали" за минувшие 10 лет выросла менее чем вдвое. Около $4 млрд компания стоила в начале 2004 г., сейчас - $7,4 млрд. Хотя на пике, в 2008 г., инвесторы оценивали «Северсталь» в $28 млрд. Получается, для компании это было потерянное десятилетие? Отнюдь. Не будем забывать, что «Северсталь» создала золотодобывающий бизнес (Nord Gold), получила бесценный опыт сделок (из-за его отсутствия развалилась приснопамятная сделка с Arcelor) и работы на внешних рынках, а также доступ к новым технологиям.