Томас Грэм: Не наказывать Россию, а помогать Украине
Пассажирский самолет малазийских авиалиний был сбит в зоне боевых действий на Восточной Украине, где Киев проводит все более смертоносную операцию против сепаратистов, поддерживаемых Москвой. Задача сейчас - направить ужас и гнев от гибели почти 300 невинных людей в русло деэскалации конфликта и найти долгосрочное политическое решение, которое обеспечит соблюдение прав всех граждан Украины.
Это будет нелегко. Политики, находящиеся во власти эмоций, ведущие друг против друга ожесточенную информационную войну, с куда большей вероятностью пойдут на ужесточение позиций, чем на их смягчение. Конфликт может обостриться, что увеличит вероятность новых трагедий.
В ближайшее время необходимо решить три задачи. Первая - как можно быстрее запустить полноценное, всестороннее и независимое расследование, как призывает Совет Безопасности ООН. Оно должно быть объективным и не должно вызывать подозрений: только при таких условиях оно сможет успокоить ситуацию. Москва должна отказаться от передачи ей черных ящиков, как предлагали сепаратисты, и настаивать на немедленной отправке их лицам, ответственным за расследование (в ночь с понедельника на вторник ящики были переданы Малайзии. - «Ведомости»).
Со своей стороны Вашингтон, Брюссель и Киев не должны поддаваться искушению предавать огласке оперативные разведданные, которые подтверждают их версию событий. Если самолет действительно был сбит сепаратистами, то доказательства вызовут больше доверия, если будут исходить от независимого следствия.
Вторая задача - установить продолжительное и контролируемое перемирие, которое, если верить заявлениям, нужно всем. Начать можно с локального прекращения огня в районе падения обломков, что обеспечит условия для проведения полноценного расследования. После этого необходимо установить контроль над пунктами пересечения границы, чего можно добиться силами России и Украины в присутствии многочисленного контингента наблюдателей от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Это необходимо, чтобы прекратить незаконное перемещение людей и оборудования из России на Украину. Также необходимо оказать помощь беженцам.
Третья задача - согласованные усилия на переговорах по разрешению кризиса. Киев не желает идти на прямые переговоры с лидерами сепаратистов, считая их российскими агентами. Но Киев понимает, что для разрешения конфликта ему все равно придется разговаривать с Россией. Необходимо признать лидеров сепаратистов как одну из сторон в переговорном процессе.
Эти шаги многим на Западе покажутся недостаточными. Многие ратуют за более активные действия, за разгром сепаратистов и наказание России усилением санкций. Произошедшая трагедия, убеждены они, наконец-то устыдит Евросоюз и заставит его принять более жесткий американский подход. Осознавая весь накал морального негодования, должен сказать, что этот путь ошибочен.
К каким бы результатам ни привели санкции в долгосрочной перспективе, в краткосрочной они принесут тот же эффект, что и ранее введенные меры: сплотят общество вокруг Путина; разожгут ультранационалистические настроения; заставят замолчать тех представителей российской элиты, которых все больше тревожит политика Путина. Внешняя угроза помогает Кремлю отвлекать внимание общества от углубляющихся проблем стагнирующей экономики.
Санкции, возможно, сыграли роль в сдерживании агрессивного поведения России. Но все-таки решающую роль сыграли опасения Кремля, связанные с последствиями отправки войск за рубеж, и осознание на опыте аннексии Крыма огромных издержек, которые придется нести, взяв на себя ответственность за Донецк и Луганск. Несмотря на ужесточение санкций, Москва продолжит дестабилизировать ситуацию на Украине до тех пор, пока не будут предприняты шаги по защите того, что Москва считает своими жизненно важными интересами: Киев должен считаться с позицией Москвы и не должен бросаться в объятия Запада.
Куда более эффективным ответом, чем санкции, будет помощь Украине в восстановлении государственности и экономики. История показывает, что экспансия России останавливается, столкнувшись с хорошо организованными, консолидированными государствами. Чтобы стать таким государством, Украина нуждается в помощи в проведении политических реформ и создании профессиональной армии и полиции.
Президенту страны Петру Порошенко нужно превратить свою политическую партию в инструмент госуправления и противовес коррумпированным олигархическим кланам. Те $20 млрд, которые обещаны Украине Западом, - только часть средств, необходимых для восстановления экономики.
Даже если Киев сможет победить в ближайшем будущем сепаратистов - а это под большим вопросом, - Путин сделает ставку на то, что Западу не хватит терпения или ресурсов для восстановления Украины. Он может ошибаться, но те, кто громче всего сейчас ратуют за санкции, не дают ему повода пересмотреть решение.
FT, 20.07.2014, Антон Осипов