Дмитрий Тренин, Эндрю Вайсс: Не допустить взрыва в Крыму
Реальная «горячая война» между Россией и Украиной имела бы далеко идущие последствия, поэтому необходимо предпринять все возможные усилия по безотлагательной разрядке напряженности вокруг полуостроваОбостряющийся конфликт из-за статуса Автономной Республики Крым требует безотлагательных, но осмотрительных действий. Серьезный кризис в Крыму, чреватый развязыванием в стране настоящей войны и резким усилением напряженности между Россией и Западом, имеет наибольшее значение из всех потенциальных конфликтов в послереволюционной Украине.
События развиваются с головокружительной быстротой. 27 февраля вооруженные группы взяли под охрану здания местного парламента и правительства в Симферополе, столице Крыма. После этого парламент проголосовал за проведение в Крыму 25 мая референдума о расширении полномочий автономии в составе Украины. Одновременно было сформировано новое правительство республики, открыто ориентированное на сближение с Россией. Сегодня вооруженные группы взяли под охрану аэропорты "Симферополь" и "Бельбек" - с целью воспрепятствовать десанту украинских правоохранителей или радикалов с майдана. На этом фоне продолжается противостояние групп жителей, выступающих за или против отделения Крыма. В результате происходящего регион оказался на пути к прямому столкновению с новым правительством в Киеве; возникла угроза фактического распада Украины.
Как это произошло?
В минувшие выходные многочисленная толпа в Севастополе, где базируется российский Черноморский флот, «назначила» мэром города местного бизнесмена, имеющего российское гражданство. Вскоре после этого местные политические лидеры однозначно отказались подчиняться новым властям в Киеве.
Предложения российских парламентариев о выдаче российских паспортов русским жителям региона и внезапный приказ президента Владимира Путина о начале масштабных учений российских Вооруженных сил, отданный 26 февраля, сразу же пробудили воспоминания о действиях Москвы перед войной России и Грузии в августе 2008 г. В различных районах полуострова местные отряды самообороны принялись сооружать баррикады и устанавливать блокпосты, а на дорогах возле российских баз, по словам западных журналистов, была замечена российская военная техника.
Временная администрация в Киеве во главе с и. о. президента Александром Турчиновым отнюдь не пытается уклониться от конфронтации. 27 февраля А. Турчинов заявил, что любые дальнейшие передвижения российских военных за пределами их баз в регионе будут расцениваться как «акты агрессии». Напряженность усилили и неоднозначные шаги украинской Верховной рады сразу после падения правительства Виктора Януковича. Парламент, в частности, отменил вызывавший споры закон о языке, позволявший местным властям в районах с высокой долей русскоязычного населения присваивать русскому языку статус второго официального наряду с украинским. Кроме того, ультранационалистические группировки вроде «Свободы» и «Правого сектора» - ведущие участники уличных столкновений в Киеве - сегодня играют видную роль в органах государственной безопасности. Это вызывает тревогу в Москве - и не только там.
Случай Крыма - особый, требующий весьма деликатного отношения. Это единственная автономная республика в составе Украины, хотя ее полномочия в середине 1990-х и были сильно урезаны. Примерно 60% двухмиллионного населения Крыма составляют русские, среди которых много отставных российских военных. На российской военно-морской базе в Севастополе дислоцируются около 15 000 военнослужащих, и именно она дает средства к существованию большей части населения города. Около 12% жителей полуострова составляют крымские татары, в целом лояльные Киеву из-за своей трагической истории (в конце Второй мировой войны Сталин подверг их репрессиям и депортировал по обвинению в сотрудничестве с врагом, и татары смогли вернуться в Крым лишь перед самым распадом СССР). В течение двадцати с лишним лет существования независимой Украины жители Крыма, среди которых украинцев лишь 24%, считали себя особой категорией, отличной от основного населения страны.
Было бы удивительно, если бы Россия напрямую аннексировала этот регион. Хотя Путин с минувших выходных хранит молчание по поводу ситуации на Украине, происходящие события угрожают территориальной целостности страны. Также они чреваты прямым вовлечением российских военных в процесс распада Украины.
Может оказаться, что Путин будет вынужден действовать (а Крым может непреднамеренно скатиться к конфликту), но это зависит от того, как новые власти в Киеве отреагируют на последние шаги жителей Крыма. Если Киев предпримет опрометчивые шаги по восстановлению своей власти в Крыму, введя туда войска или позволив военизированным формированиям устроить «народный марш» на полуострове, нетрудно представить, что ответ Москвы будет весьма жестким. Одним из самых тревожных побочных результатов украинской революции стал тот факт, что сегодня в руках негосударственных формирований оказалось намного больше огнестрельного оружия и современных боевых средств, чем когда-либо в постсоветской истории Украины.
Таким образом, усиливается опасность того, что даже небольшие инциденты могут обернуться далеко идущими последствиями. Недавнее резкое ухудшение отношений Москвы с США и ЕС из-за Украины - еще один источник непредсказуемости. Российское руководство считает (неважно, правильно или ошибочно), что Запад довел события на Украине до грани коллапса, чтобы получить геополитическое преимущество по отношению к Москве. Таким образом, призывы Запада к российской стороне проявить сдержанность в случае кризиса в Крыму вряд ли найдут у нее отклик. Дополнительные причины для озабоченности связаны с тем, что американо-российские контакты на высоком уровне по-прежнему отличаются высокой конфликтностью, а посол США Майкл Макфол только что покинул свой пост и его преемник пока не назначен.
Тем не менее существует несколько возможных шагов, которые могут способствовать предотвращению самых опасных сценариев развития событий:
- публичное обязательство Турчинова и нового временного украинского правительства разрешать все споры в Украине исключительно мирными средствами;
- приостановка реализации решения украинского парламента об отмене закона о языке, которое не столько способствует борьбе с сепаратизмом, сколько обостряет напряженность в стране;
- неофициальный отказ украинских властей от угрозы подвергать граждан уголовному преследованию за сепаратизм (конечно, граждане должны нести ответственность за свои поступки, но способность следственных органов действовать беспристрастно и скрупулезно в период революционных потрясений вызывает сомнения);
- возвращение в Крым миссии по мониторингу соблюдения прав человека под эгидой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Она могла бы продолжить то, что было начато предыдущей миссией, закончившей работу в 1999 г.;
- принятие украинским парламентом резолюции с подтверждением статуса страны в качестве неприсоединившегося государства, закрепленного законом в 2010 г.;
- ответное решение Москвы о моратории на провокационные шаги, такие как раздача российских паспортов жителям Крыма и передвижения частей Черноморского флота за пределами их баз;
- публичное заявление Путина в поддержку территориальной целостности Украины и с осуждением любых попыток Крыма выйти из ее состава;
- признание Москвой временного правительства Украины, когда оно будет окончательно сформировано и утверждено парламентом;
- возвращение российского посла в Киев и возобновление официального диалога между двумя странами.
Ситуация на Украине уже преподнесла сюрпризы многим опытным наблюдателям. То, что еще недавно казалось невозможным, стало сегодня вполне вероятным. Реальная «горячая война» между Россией и Украиной имела бы далеко идущие последствия, крайне дестабилизирующие международную обстановку и коренным образом меняющие отношения между Россией и Западом. Необходимо предпринять все возможные усилия по безотлагательной разрядке напряженности вокруг Крыма.
Авторы - директор Московского центра Карнеги, вице-президент Фонда Карнеги по исследованиям