Игорь Бунин: Не слишком далеко от государства, но и не слишком близко
Центр политических технологий уже в течение двух десятилетий занимается изучением предпринимательской культуры. В начале 90-х гг. мы изучали генерацию бизнесменов, только что ставших ключевыми участниками создания в России рыночной экономики. Спустя десятилетие предметом нашего анализа стали представители бизнеса, уцелевшие в бурных перипетиях предыдущих лет, – некоторые из них продолжили занятие предпринимательством, другие стали работать на государство. Результатом двух первых волн исследования стали две книги, изданные, соответственно, в 1994 и 2006 гг.
Сейчас же – в ходе начатой в нынешнем году третьей волны исследования – нас интересуют люди, которые в течение всех двух десятилетий занимались своим делом, сохранив и преумножив свой бизнес. Для них предпринимательство стало делом жизни, а не этапом в выстраивании карьеры. Нас интересовал их опыт: чем они отличаются от тех, кому повезло меньше или кто перешел в другие сферы, почему именно они добились успеха? В настоящее время завершена первая часть третьей волны (опрошено 20 предпринимателей), что позволяет сделать некоторые предварительные выводы.
У кого не получается?
Причины успеха бизнесменов можно анализировать от противного – какие качества деловых людей ведут к неудаче. Тем более что из опрошенных нами в первой половине 90-х гг. чуть больше половины (52%) по разным причинам ушли из бизнеса. Впрочем, из 40 предпринимателей, интервью с которыми вошли в нашу вторую книгу («40 историй успеха. Бизнес несмотря ни на что»), бизнес к настоящему времени покинули всего двое – Евгений Чичваркин столкнулся с силовиками, а компания Людмилы Пучковой «Ланта-тур» не пережила кризис. Таким образом, состав предпринимательского сообщества стабилизировался по сравнению с периодом «бури и натиска».
Итак, для того, чтобы потерпеть поражение в бизнесе, нужен сверхавантюризм, неумение считать на несколько ходов вперед. Многие предприниматели имеют в своем характере авантюрную составляющую, но она не должна носить доминантного характера. В то же время проваливались и предприниматели противоположного типа, которые рассматривали бизнес как сугубо государственное дело, в котором существуют четкие и однозначные правила, подобные мостовой Невского проспекта. Серьезные проблемы испытывали деловые люди, которые, не сосредоточиваясь на своем бизнесе, начинали вести быструю экспансию в другие сферы, как в рамках предпринимательской деятельности, так и, например, в политику.
Многие предприниматели на разных этапах своей карьеры сталкивались с криминалом, но слишком активное вовлечение в эту сферу, наличие «порочащих связей» играют резко негативную роль – особенно в период стабилизации, когда репутационные вопросы начинают быть более существенными. Неудаче способствовали и ошибочные корпоративные стратегии, связанные с неспособностью выстроить оптимальные отношения внутри команды. При этом формирование команды является индивидуальной задачей, для которой нет единых рецептов. В одних случаях родственники могут быть надежными и полезными партнерами, в других – они становятся обузой, способной потопить фирму. Есть один важный аспект – родственников и однокурсников в любом случае не должно быть слишком много; в противном случае меритократический принцип соблюсти невозможно.
И наконец, для бизнесмена необходимо чувство призвания именно к этой сфере деятельности. В противном случае ему лучше заняться чем-нибудь другим. Важным является ощущение миссии, стремление создать ценности, которые будут существовать в долгосрочной перспективе. «Моя цель – сделать предприятие великим, но в понимании вечности компании» – с этим высказыванием согласны многие предприниматели.
Ценность опыта
Для успешного предпринимателя было важно найти уникальную нишу, в которой он может проявить качества новатора либо умение оптимизировать неоптимально работающие структуры. Такой нишей могла быть любая сфера – от высокотехнологичного производства до сферы услуг. Важно было нащупать тот ресурс, который бы отличал предложение от аналогичного, имеющегося у конкурентов. Им могло стать как более высокое качество услуг, так и успешные маркетинговые схемы.
Поиск ниши неразрывно связан с предыдущим опытом человека – опыт жизни в СССР нередко воспринимается как рутинный, несовместимый с рыночной экономикой. На самом деле это не совсем так – советские реалии действовали на разных людей неодинаково. Одни действительно втягивались в размеренную жизнь, делая более или менее успешную карьеру и не думая о возможных альтернативах. Другие, напротив, проявляли бойцовские качества – от знаменитых цеховиков до далеких от бизнеса людей, способных достать дефицитный товар, от сапог до книг. Такие качества немало помогли российским бизнесменам на этапе первоначального накопления. При этом людям, находившимся в советских учреждениях на вторых-третьих ролях, было проще менять сферу деятельности, чем тем, кто поднялся высоко и не хотел рисковать заслуженным статусом. В результате последние нередко опаздывали с принятием решения – и менялись местами в иерархии со своими бывшими подчиненными.
В ряде случаев можно говорить об эффекте своего рода «предпринимательского гена» – среди современных российских бизнесменов немало людей, чьи предки занимались разными видами коммерции – от досоветского купечества до советских теневиков. Для других бизнесменов важен был демонстрационный эффект от успехов первых российских предпринимателей, о деятельности которых активно сообщали перестроечные СМИ.
Примечательно, что сейчас, в условиях сформировавшихся институтов рыночной экономики, интерес к предпринимательской деятельности снизился. Снова действует эффект инерции, согласно которому более выгодным является минимизация рисков, что приводит к выбору менеджерской деятельности или госслужбы. Свою роль играет и фактор усиления роли государства в экономике – значительно выгоднее быть таможенником или правоохранителем, чем бизнесменом.
Между государством и миром
Успешные бизнесмены, разумеется, не могут игнорировать российское государство, но хотели бы не слишком сильно связывать себя с его структурами. Типичная история – активное взаимодействие с различными государственными органами на начальном этапе становления бизнеса; в особенности это касается тех компаний, которые, по сути, выросли из советской промышленности. На последующих стадиях взаимоотношения бизнеса и государства становятся более сложными. В 90-е гг. предприниматели играли ведущую роль в отношениях с чиновниками, затем игроки поменялись местами. Однако вопреки расхожему мнению многим бизнесменам, работающим в стратегически важных для государства отраслях, удается самостоятельно определять рамки этого взаимодействия, не позволяя чиновникам «продавливать» невыгодные для компаний решения. В общем, с государством не стоит ссориться, хотя и слишком большая близость к нему чревата проблемами в случае изменения аппаратной расстановки сил.
Повышению независимости от внутренней политической конъюнктуры способствует выход компаний на мировые рынки. Бизнес в результате этого процесса получает дополнительные гарантии своей устойчивости, увеличивается его легитимность. Хотя 100%-ную панацею от политических рисков и этот способ дать не может.
Большинство респондентов придерживаются умеренно критичной позиции по отношению к политике, проводимой государством. Некоторые из них ощущают свою недостаточную востребованность при выработке решений в экономической сфере – их предложения выслушивают, но ситуация от этого не меняется. Многие не верят, что чиновники при выработке стратегических документов способны предложить нечто новое и значимое, а не заниматься симуляцией деятельности. Предприниматели подчеркивают то, что, несмотря на повышение стабильности в обществе, вести бизнес становится все сложнее – «если в 90-х гг. нашими противниками были криминальные авторитеты, с которыми можно было договориться, то теперь – неповоротливая бюрократическая машина, временные и финансовые издержки взаимодействия с которой приносят несоизмеримо больший ущерб делу». Большинство респондентов считают, что такая ситуация долго продолжаться не может.
В то же время бизнес крайне осторожно относится и к любым возможностям революционного развития событий. Предприниматель – эволюционист по своей природе, он понимает, что смутное время создает запредельные риски для любого сформировавшегося бизнеса. Они рассчитывают на мирную трансформацию политического режима, но на всякий случай более активно, чем раньше, строят «запасные аэродромы» за пределами России.