От редакции: Зачем Путин вспомнил Сталина
Владимир Путин попробовал себя в популярном сейчас жанре альтернативной истории («как все могло бы быть»). Президент представил публике сенсационный сценарий развития Великой Отечественной войны, предположив ситуацию, при которой СССР уже в 1945 г. обладал бы ядерным оружием. «Я очень сомневаюсь, что Сталин весной 1945 г., если бы у него была атомная бомба, применил бы ее против Германии. В 1941–1942 гг., когда стоял вопрос о жизни или смерти государства, может быть, и применил бы. А в 1945-м, когда уже противник сдавался <...> – я сомневаюсь», – заявил он в интервью телеканалу Russia Today.
Путин любит высказываться о советском периоде нашей истории, но крайне редко упоминает фамилию Сталин, понимая, что само это упоминание вызывает всплеск разнонаправленных реакций. Теперь решил, что нужно. Теперь это не просто рассуждение, к примеру, об опыте индустриализации 1930-х гг., а вполне выраженные подступы к переоценке роли Сталина в истории. «Мы знаем – во всяком случае, сегодня – разные стороны советского режима. Знаем Сталина. Так, как раньше мы его не знали. Знаем, что это был диктатор, тиран», – говорит Путин и вдруг уходит в область предположений и заявляет, что атомную бомбу Сталин на Германию не сбросил бы.
Почему вдруг об этом? Ничто в вопросе журналиста не предвещало обращения к исторической теме. Путин сам с собой ведет разговор о фундаментальных различиях между американской и российской культурах: американцы – индивидуалисты, русские – коллективисты, говорит он. Идеологических разногласий у нас с Америкой нет, есть культурные или «культурологические». Тут и возникает фигура Сталина, которого «мы знаем, как раньше мы его не знали».
Это, вероятно, результат недавних размышлений Путина, основанных на материалах, о содержании которых мы можем только гадать. Кстати, только на днях стал доступен подготовленный Росархивом сайт «Документы советской эпохи».
Интересно, что на более чем 200 (!) делах из личного фонда Сталина стоит гриф «секретно». Может быть, Путин узнал о чем-то на этом сайте?
Деталей мы не знаем, но очевидно, что президент ищет подтверждений своим мыслям в советской истории и, вероятно, находит. Созданная в 1920–1930-х гг. система власти по каким-то причинам стала предметом его напряженной рефлексии.
Наверное, это один из способов обосновать российскую непохожесть на Запад. Путин говорит о культуре, но произносит примерно следующее: у нас все не так, как у вас, поэтому ваши рецепты с вашими правами человека, свободами, толерантностью и инвестиционным климатом нам не подходят. Без упоминания Сталина об этом Путин уже говорил – в частности, о необходимости повторить опыт форсированного строительства оборонной промышленности 1930-х гг.
Беда только в том, что обращение к сталинской эпохе и ее управленческим практикам не нейтральное академическое упражнение. Мы ведь помним, что советский проект означал превосходство интересов государства над нуждами граждан, что государство было отделено от граждан стеной секретности. Бюрократия и спецслужбы были неподконтрольны гражданам, их произвол направлялся и ограничивался волей первого лица и его ближайших соратников. Сталинская элита могла не задумываться о цене достигнутых успехов и прикрывать поражения завесой лжи.