От редакции: Женат на стране
Объявление о «завершении брака», которое сделали Владимир и Людмила Путина в интервью телеканалу «Россия 24», стало медийной сенсацией, вызвав море комментариев и шуток. Некоторые комментаторы, впрочем, предложили не вмешиваться в личную жизнь президента. Но если бы Путины не хотели вмешательства, они бы не стали объявлять о разводе публично.
Реакция публики абсолютно оправданна. Повышенное внимание к событию объясняется путиноцентричностью российской политической жизни – Путин в России в последние 13 лет является главным ньюсмейкером, и на это работала и работает вся государственная политическая и пропагандистская машина.
Большое количество шуток, смешных и не смешных, добрых и злых, объясняется несоответствием события и сразу нескольких контекстов (ведь именно в несоответствии кроется природа комического). Событие оказалось слишком человеческим для образа президента как безошибочного и железного национального лидера. И событие показалось слишком запоздавшим на фоне давно и прочно утвердившегося представления о расставании супругов.
Объявление о разводе президента прозвучало диссонансом к общеполитическому тренду на морализаторство. Звериная серьезность все более абсурдной запретительной политики – еще одна причина для взрыва смеха: у подавленных ежедневными новостями граждан внезапно появился повод психологически расслабиться.
На самом деле поступок Путиных (несмотря на постановочный сюжет) – нечто невероятное в нашей политической жизни. Это вторжение несомненного факта в мутную информационную среду, где факты переплетены с пиаром.
Знаменательно, что этот редкий естественный поступок главного политика страны оказался поступком из личной жизни и, возможно, вынужденным – если на разводе настояла супруга, одна из самых непубличных первых леди в мире и в истории России.
Этот «выход из кокона», с одной стороны, может быть позитивно воспринят путинским электоратом (россияне довольно спокойно относятся к грехам первых лиц, да и развод за грех не считают, судя по растущей статистике разводов). С другой стороны, человеческое Путиным раньше трактовалось скорее как проявление слабости, и, если продолжить, можно серьезно повредить «тефлоновый» образ.
Впрочем, доза человеческого все-таки очень невелика и вряд ли приведет к каким-то последствиям. Прореха быстро закрылась, и пресс-секретарь Дмитрий Песков поспешил заверить, что президент женат на стране: «...Его жизнь – наверное, к сожалению – никоим образом не связана ни с какими семейными отношениями, она связана только с теми обязанностями, с той ответственностью, которую он несет как глава государства».