От редакции: Как ЕГЭ пытаются превратить в инструмент извлечения прибыли

Сдача Единого госэкзамена (ЕГЭ) в выпускных классах российских школ никогда не проходила спокойно. Однако масштаб скандалов и выявленных злоупотреблений вокруг ЕГЭ в нынешнем году превосходит то, что было раньше. Вбросы контрольно-измерительных материалов, готовых ответов и даже целых работ по русскому языку в интернете, особенно в социальных сетях, исчисляются десятками. Эксперты предполагают, что похожая ситуация может случиться и перед экзаменами по другим предметам. Кроме того, наблюдатели и правоохранительные органы выявили в отдельных регионах массовые случаи подкупа проверяющих работы и перевода в другие школы накануне экзамена. Повсеместно отмечаются попытки школьников пронести мобильные телефоны и другие устройства в экзаменационные классы. Похожие ситуации типичны и для Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников.

Новая волна скандалов – следствие противоречивых процессов в отечественном образовании. ЕГЭ и ГИА, при всех их минусах, оценивают знания старшеклассников с помощью объективных инструментов и критериев, которые минимизируют усмотрение экзаменатора. Целью их введения было уравнять шансы школьников из глубинки и из столиц на поступление в престижные вузы. Попытка объективно оценить знания вызвала противоречивое отношение педагогов, школьников и их родственников. По данным ВЦИОМ, большинство целевых групп – 63% родителей, 70% учителей и 71% выпускников – одобряют ЕГЭ (в среднем по стране доля его сторонников колеблется от 33 до 38%).

Однако перспектива получить объективную оценку не всех устраивает. Многие недоумевают, почему школьникам не разрешают списывать, а учителям – «помогать» ученикам, когда известные люди воруют чужие мысли и работы или заказывают диссертации «под ключ». Нынешние скандалы, вероятно, активизируют новую кампанию против ЕГЭ как часть похода реакционеров против институтов. Однако это повод для детального анализа недостатков госэкзамена и путей их исправления, а не для ликвидации. Единые для всех правила нельзя заменять личным усмотрением и ручным управлением.