Ник Батлер: Даже «Газпрому» придется признать революцию на рынке газа

Новость о том, что нефтяной гигант Exxon совместно с Qatar Petroleum International построит в Техасе терминал стоимостью $10 млрд для экспорта сжиженного газа, – еще один большой шаг в истории освоения сланцевого газа и его влияния на мировой энергетический рынок. Мировой энергетический истеблишмент с одной стороны и группы влияния с другой прошли за последние три года болезненный процесс примирения с новой реальностью. Чтобы осознать глубину изменений, советую прочитать о событиях, связанных с открытием Галилео Галилея (вот, например, новая хорошая книга – Galileo, by John Heilbron).

В далеком XVII веке те, чьи репутации были прочно увязаны со старой картиной мира, прибегали к хитроумным и неубедительным аргументам, пытаясь отрицать очевидное. Ничего, кроме привычного статус-кво, они не могли допустить, ведь новые идеи угрожали самим основам их убеждений. Разве не говорится в Библии, что Земля недвижна? И если признать что она движется, то что придется признавать потом? Распространение опасной новости было решено остановить. Галилей был осужден инквизицией и приговорен к домашнему аресту на всю оставшуюся жизнь.

Заявления со стороны представителей «старого режима» в энергетическом бизнесе в последние три года звучали все более резко. Сланцевый газ невозможно разрабатывать, потому что ресурсов недостаточно, чтобы сделать разработку рентабельной. Гидроразрыв нельзя сделать гарантированно безопасным. Процесс может вызывать многочисленные землетрясения. Запасы скоро будут исчерпаны. Инфраструктура неадекватна. Чуть позже заговорили так: никакая страна, кроме США, не может позволить себе такие разработки – нет ресурсов, навыков, воды и еще меньше инфраструктуры. Сланцевый газ не скажется ни на каких рынках, кроме американского, поскольку президент США никогда не даст согласие на экспорт газа.

Одно за другим все перечисленные заявления становились все более отчаянными и бессмысленными. Сланцевый газ доступен для добычи в дюжине стран в разных частях света. Некоторые месторождения пока не будут рентабельными, но технология не стоит на месте. Стоимость добычи снижается, а не растет, и компании быстро учатся справляться с трудностями, например с процессом реабилитации воды.

Цены будут скакать – такова природа новых товарных рынков. Будет бум, а потом первый надувшийся пузырь лопнет – примерно такая динамика уже очевидна в США. Но потом, как уже бывало множество раз, рынок консолидирует активы и возникнет новая индустрия с более стабильными ценами. Кроме того, есть ведь еще и трудноизвлекаемая нефть – ее тоже будет больше.

Эффект будет значительным. Возможно, у Британии меньше сжиженного газа, чем у Штатов, хотя стоит дождаться публикации отчета британской геологической службы. Тот факт, что итоги этого серьезного исследования еще не обнародованы, вызывает множество вопросов. Кто именно из членов британского правительства может знать о геологии больше, чем эта служба?

Некоторым сообществам не по душе добыча сланцевого газа, и не надо принуждать их. Франция может никогда не согласиться на добычу сланцевого газа или трудноизвлекаемых запасов нефти. Но благодаря развитой торговле цены на энергоносители изменятся повсюду. И в этом контексте крайне важно, каким будет экспорт США. Exxon не из тех компаний, что легко разбрасываются большими деньгами. Отличный рынок для сжиженного газа – Дальний Восток, где отказ Японии от ядерной энергетики создал провал в предложении. Теперь он будет заполнен. Цены повсюду взаимосвязаны, так что эти события приведут к снижению ценников и в Европе.

Тем временем такие компании, как Centrica, будут поставлять газ в Британию из США. Теперь ясно, что в этом процессе будут победители и побежденные. И (вы удивитесь!) побежденные – это те самые, кто громче всех отрицал возможности новой индустрии. Но и им придется адаптироваться к новой ситуации – в том числе и таким реликтам, как «Газпром». Он долгое время делал все, чтобы поддержать порядок ценообразования, привязывающий цены на газ к нефтяным. Но теперь даже «Газпром» начинает признавать, что на рынке возможна конкуренция газа с газом.

Борцам с изменением климата тоже предстоит скорректировать свои позиции. Благодаря сланцевой революции снижается стоимость использования углеводородов, т. е. происходит как раз то, чего они не хотели бы. Но не все так плохо в сланцевом газе. Благодаря ему снижается объем использования угля в США. Для Индии и Китая он тоже сыграет в основном положительную роль: вредные выбросы сократятся куда больше, чем в результате любых других мер, которые могут быть приняты в обозримом будущем.

Борцам с изменением климата придется приспосабливать свою стратегию к ситуации, когда углеводороды переживают второе рождение, а цены на энергоносители оказываются значительно ниже, чем эти борцы предсказывали.

Важно, чтобы все заинтересованные стороны исходили в первую очередь из реальности. Галилей, будучи вынужденным под давлением католической церкви отречься от представления о том, что Земля вращается вокруг Солнца, по легенде, прошептал: «И все-таки она вертится».

FT.com, 12.05.2013