От редакции: Заниматься бизнесом в России - последнее дело
Предприниматели становятся редким видом в России. Если так дальше пойдет, останутся одни госмонополии, госкорпорации, госкомпании и крупный олигархический бизнес. Понятно, чем это уже оборачивается для российских потребителей – ростом цен при потере качества.
Очередной отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» (в мире исследование проводится Babson College и London Business School, в России – Высшей школой менеджмента СПбГУ) показывает, что лишь 2,2% россиян намерены начать с нуля свой бизнес – это самый низкий показатель среди всех исследуемых стран и самый низкий в России с 2006 г. Вместе с уже действующими предпринимателями доля желающих открыть бизнес составляет 3,8% (в странах БРИКС в среднем – 21%, в странах Восточной Европы – 24%). 93% россиян даже не рассматривают для себя такой возможности, 83% никогда не пытались, почти половина из тех, кто закрыл бизнес в 2012 г., не хотят больше связываться с предпринимательством.
С такой статистикой не согласно Минэкономразвития: там считают, что бизнесменов в России больше, просто они работают в тени и поэтому не учитываются ни ФНС, ни опросами. Но это в общем странный аргумент – так можно к предпринимателям отнести торговцев оружием и наркотиками. Именно условия легального ведения бизнеса в России таковы, что заставляют от него отказываться или уходить в тень. В недавнем интервью «Ведомостям» это подтвердил и бизнес-омбудсмен Борис Титов: по его мнению, это системная проблема. Один из громких печальных трендов 2013 г. – массовое аннулирование регистрации индивидуальными предпринимателями из-за двукратного повышения социальных взносов.
По итогам проведенных в рамках мониторинга экспертных интервью самым популярным негативным фактором для ведения бизнеса стала политика государства: отсутствие прозрачных правил и логики взаимодействия компаний с государством, неоднозначность и неопределенность законодательной базы, правоприменение, низкое качество госуправления, коррупция.
Предприниматели вынуждены закрываться из-за недостатка финансовых ресурсов и инфраструктуры, нерентабельности бизнеса. Но нерентабельность тесно связана с налоговым и тарифным давлением со стороны государства, госмонополий и госкомпаний. Налоговое бремя составляет более 40% от выручки компаний, говорит Титов, – это одна из самых высоких нагрузок в БРИКС плюс самые высокие энерготарифы и процентные ставки по кредитам.
Лидеры российской экономики – госкомпании – формируют спрос на административный ресурс, на особые условия работы и отсутствие честной конкуренции, сохранение регулируемых государством тарифов и контролируемой государством инфраструктуры. Все это приводит к нерыночному росту цен и тарифов, к росту коррупционного налога.
Любопытно будет, если к 2020 г. в соответствии с приказом Владимира Путина Россия поднимется в рейтинге Всемирного банка Doing business на 20-е место, а заниматься бизнесом будет некому.