От редакции: Назвать преступников - преступниками
Школьным учителям истории не позавидуешь. Их работа и содержание учебных пособий – предмет неусыпного внимания политиков, в том числе первых лиц государства, которые стремятся к унификации преподавания этой дисциплины. Владимир Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям предложил создать единый учебник истории. По мнению президента, его необходимо создать в «рамках единой концепции, единой логики непрерывной российской истории», причем авторам не следует допускать двойных толкований. Кроме того, новые учебники должны быть хорошо написаны.
Мы отчасти согласны с президентом. Отсутствие общепринятых подходов к освещению ключевых, нередко трагических событий нашего прошлого, споры о роли исторических деятелей порождают мешанину в головах школьников, затрудняют формирование национальной памяти, закрепляют и расширяют раскол в обществе. Кроме того, среди 243 (!) одобренных и рекомендованных учебников по истории встречаются книги, содержащие ошибки, и книги просто плохие, написанные авторами, превратившими переписывание скучных банальностей в доходный бизнес.
Вопрос – что понимать под единым подходом к истории. Стране необходима серия учебников с документальными приложениями, в которых подвиг народа, успехи и просчеты исторических личностей, достижения ученых и деятелей искусства, преступления тиранов получат ясную и принципиальную оценку, основанную на фактах. Конечно, нужно назвать преступников преступниками, а героев – героями. Конечно, нужно назвать подвигами подвиги, совершенные не только на фронтах, но и в лагерях и в мирной жизни, в том числе в сопротивлении бесчеловечному государству.
Да, нужны книги, после прочтения которых найдется меньше желающих оправдывать миллионы загубленных жизней «успешной модернизацией», называть споры о жертвах Великой Отечественной войны оскорблением памяти ветеранов.
Однако нельзя забывать, что история не математика или физика, где трижды три – всегда девять, а напряжение равно произведению силы тока и сопротивления. Недостаточное знание истории школьниками порождено не столько чрезмерным количеством книг и разными взглядами авторов, сколько низким качеством экспертизы учебных пособий, неразборчивостью учителей и родителей в выборе учебников. Единый подход к прошлому не означает одной, единственно верной точки зрения. Наоборот, рассказ об исторических альтернативах (например, о развитии революции в случае ареста Ленина летом 1917 г. или разных сценариях начала Великой Отечественной войны летом 1941 г.) стимулирует интерес школьников к предмету. Изучение разных точек зрения на события прошлого и исторические процессы только обогатит учеников.
Но, похоже, единый подход рассматривается нынешним истеблишментом как возвращение к единомыслию и единственно правильной точке зрения на прошлое, когда историю пытаются подменить перечислением побед и успехов, достигнутых народом под руководством мудрых руководителей государства. Эту точку зрения, которую можно охарактеризовать как ностальгию по идеологически верным советским учебникам, не раз высказывали Путин, Дмитрий Медведев и другие госчиновники. Но изучение истории по идеологическим лекалам не повысит качества знаний по предмету. Впрочем, споры об отечественной истории не прекратятся независимо от того, будут ли они разрешены или не разрешены.